Поурочные разработки по Математике 6 класс
Сложение отрицательных чисел - урок 2 - СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ - РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Цели: отрабатывать умение складывать отрицательные числа; выявить уровень усвоения данной темы; вырабатывать умение слушать ответы товарища, умение общаться.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Найдите значение выражения:
а) -27 + (-39); б) -71 + (-29); в) -37 + (-91).
2. Сравните, не вычисляя:
а) -127 + (-339) и -127 + (-2339);
б) -741 + (-1219) и -741 + (-219);
в) -373 + (-901) и -1373 + (-901).
3. Определите, какая скорость получится в результате:
Vсобств. + Vтеч. Vпротив теч. + 2Vтеч.
Vсобств. — Vтеч. Vпo теч. — 2Vтеч.
Vпротив теч. + Vтеч. Vпo теч. — Vпротив теч.
4. Сумма двух чисел равна 199. Одно из них больше другого на 61. Найдите эти числа.
Решение:
1) Если бы оба числа были равны меньшему из них, то их сумма была бы на 61 меньше, т. е. 138 (199 — 61 = 138).
2) Следовательно, меньшее число равно половине от 138, т. е. 69 (138 : 2 = 69), а большее — 130 (69 + 61 = 130 или 199 — 69 = 130).
5. Решите ребус:
ЛИ 100 К (Листок.)
С 3 Ж (Стриж.)
Р 1 А (Родина.)
III. Индивидуальная работа
1 карточка
Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:
—7 и 4; —1,5 и 1,5; —5 и 6; 0 и —3; 7 и 0.
2 карточка
Найдите с помощью координатной прямой сумму чисел:
-2 и 8; -5,5 и 5,5; -2 и 7; 0 и -1; 9 и 0.
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня будем продолжать складывать отрицательные числа, решать текстовые задачи, повторим порядок действий.
V. Работа над задачей
1. № 1014 стр. 170 (на доске и в тетрадях).
— Запишите формулу площади прямоугольника.
— Выразите из нее длину.
Решение:
S = a.
а = S : b
1) 11,7 : 2,6 = 4,5 (дм) — длина прямоугольника.
2) (2,6 + 0,2) · (4,5 + 0,2) = 13,16 (дм2) — площадь нового прямоугольника.
(Ответ: 13,16 дм2.)
2. № 1054 стр. 178 (с подробным комментированием на доске и в тетрадях).
— Какая геометрическая фигура является основанием цилиндра и конуса? (Круг.)
— Чему равна площадь круга? Запишите формулу.
— Чему равно числовое значение π? (π = 3,14.)
Решение:
1) S = πr2
2) 3,14 · 22 · 12 = 150,72 см3 — объем цилиндра.
3) 150,72 : 3 = 50,24 см3 — объем конуса.
(Ответ: 150,72 см3, 50,24 см3.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Найдите ошибки в данных примерах.
— Прокомментируйте ответы.
2. № 1047 стр. 177 (на доске и в тетрадях).
— Как называется данное выражение? (Буквенное выражение.)
Решение:
х + у + (—16)
при х = —17, у = —29: —17 + (—29) + (—16) = —62;
при х = —9,1, у = —7,4: —9,1 + (—7,4) + (—16) = —32,5;
при
3. № 1048 стр. 177 (на доске и в тетрадях).
— Определите порядок действий.
— Как сложить дроби с разными знаменателями? (Привести дроби к наименьшему общему знаменателю.)
(Ответы: )
VII. Физкультминутка
VIII. Повторение изученного материала
1. Запишите программу действий:
2. № 1051 стр. 178 (у доски и в тетрадях).
— Ответ обоснуйте.
Решение:
3. № 1053 стр. 178 (на доске и в тетрадях).
— Начертите координатную прямую. Отметьте точки А, В.
— Сколько единичных отрезков между точками А и В?
— Отметьте точку С, которая является серединой отрезка АВ. Найдите координаты этой точки.
(Ответы: а) С (6); б) С (—3); в) С (1).)
IX. Подведение итогов урока
— Сформулируйте правила сложения чисел с отрицательными знаками.
— Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль? Отрицательное число? Приведите примеры.
Домашнее задание
№ 1056 (ж-м), 1057 (б), 1059, 1060 (б) стр. 179.