Математика 5 класс - Поурочные планы по учебнику Н. Я. Виленкина
Геометрические фигуры (игра «Поле чудес») - IV ЧЕТВЕРТЬ
Оборудование: учебники за старшие классы; барабан; задания для выбора тройки и вопросы тройкам; плакаты с чертежами геометрических фигур; музыкальное оформление.
Ход урока
I. Вводная беседа учителя: что такое геометрическая фигура, вспомнить изученные фигуры, найти их на плакате, дать определение; какая наука изучает свойства геометрических фигур; показать учебники, по которым ученики будут заниматься в старших классах.
Объяснить правила игры «Поле чудес»:
а) Выбор троек игроков после правильного ответа на вопрос.
б) Барабан представлен на рисунке.
Обозначение секторов:
х - открыть первую букву;
О - назвать букву;
□ - открыть последнюю букву;
- совет друга;
Δ - переход хода.
II. Выбор первой тройки:
Вопросы:
1. Сосчитать, сколько углов, меньших 180°, изображено на рисунке.
Ответ: 10 углов.
2. На рисунке изображены 4 угла. Величина одного из них известна. Найти градусные меры остальных трех углов.
3. Как убедиться, что площадь треугольника ACD больше площади треугольника DCE в 2 раза?
Задание. Как называется фигура, которая получается от вращения прямоугольного треугольника вокруг катета (принадлежность клоуна).
III. Выбор второй тройки:
Вопросы:
1) Сколько здесь треугольников? (Ответ: 18.)
2) Сколько прямоугольников? (Ответ: 18.)
3) Проведите два отрезка так, чтобы получилось 5 квадратов.
Задание.
Как назвать четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие непараллельные? (Это слово часто употребляется в цирке).
IV. Выбор третьей тройки.
Вопросы.
1. Два прямоугольника имеют одну и ту же площадь. Длина первого прямоугольника равна 4 дм, а ширина 0,9 м. Чему равна длина второго прямоугольника, если его ширина 3 дм.
2. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда, если длина его равна 1,2 м, ширина 0,5 м, а высота 0,3 м.
3. Из деревянного бруска, длина которого 8 см, ширина 0,6 дм и высота 4 см, вырезали куб с ребром 0,04 м. Чему равен объем оставшейся части бруска?
Задание.
Как называется прямая, которая с окружностью имеет одну общую точку.
V. Игра со зрителями.
Вычислить площадь фигуры.
VI. Финал.
Как называется одна из сторон прямоугольного треугольника?
VII. Супер-игра.
Как называли куб или шестигранник в Древней Греции?
VIII. Домашнее задание: № 1818, 1819, 1820, 1821. Повторить п. 23-29.