Математика 5 класс - Поурочные разработки
Умножение и деление натуральных чисел - Умножение и деление - Действия с натуральными числами
Цели: восстановить основные знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением натуральных чисел; уяснить взаимосвязь умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Арифметическая минутка. РТ, № 69.
2. Подумайте, как составлена таблица, и заполните ее:
1 |
2 |
3 |
10 |
20 |
25 |
||
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
3 |
10 |
|
4 |
10 |
18 |
70 |
120 |
100 |
200 |
3. Таня живет на втором этаже. Ваня — в том же подъезде, но ему приходится подниматься по лестнице, у которой в 2 раза больше ступенек. Ступенек до подъезда и до первого этажа нет. На каком этаже живет Ваня?
III. Актуализация знаний.
1. Решите задачу.
18 карандашей разложили поровну в 3 коробки. Сколько карандашей лежит в каждой коробке?
18 : 3 = 6 (к.).
Действие деление определяется на основе умножения. Разделить число 18 на 3 — это значит найти такое число, которое при умножении на 3 даст 18. (6 · 3 = 18.)
Опорная схема:
2. Фронтальная работа с классом.
1). Всегда ли можно разделить одно натуральное число на другое?
Нет такого натурального числа, которое равно частному 7 : 3.
2). Можно ли натуральное число разделить на 0? Попробуем вычислить частное 7 : 0, т. е. найти такое число, которое при умножении на 0 даст 7. Но при умножении на 0 всегда получаем 0. Говорят, что выражение 7 : 0 не имеет смысла.
Относительно деленья,
Школьник, помни твердо то,
Что давно в научном мир.
Делить на нуль запрещено.
3). Сформулируйте свойства деления, связанные с 0 и 1. Приведите примеры, иллюстрирующие эти свойства.
Для любого числа а а : 1 = а.
Для любого числа а, не равного нулю, а: а = 1; 0 : а = 0.
IV. Формирование умений и навыков.
1. 1). Работа у доски. Деление выполняется учащимися с подробными пояснениями: а) 51 500 : 5; б) 35 719 : 23; в) 6732 : 33; г) 19 360 : 605.
2). РТ, часть 2, № 62 с комментированием, № 63 (самостоятельно, взаимопроверка).
Физкультминутка «Истинно — ложно»
Если вы согласны с утверждением — встаньте; если нет — присядьте.
• Произведение чисел 900 и 9 равно 8100.
• Если 0 умножить на число, то получится это число.
• Если число умножить на 1, то получится то же число.
• Делить на 0 нельзя.
• Результат деления называется произведением.
• 2 м в 100 раз длиннее 2 см.
• 35 в 5 раз больше 8.
• 50 см в 4 раза короче 2 м.
2. У, № 229 (устно), 227, 242 (а).
V. Итоги урока.
1. Как называются компоненты деления и результат?
2. Можно ли число разделить на 0?
3. Можно ли 0 разделить на число?
4. Всегда ли из двух данных натуральных чисел одно делится на другое?
VI. Домашнее задание.
У, № 225, 242 (б).