Математика 5 класс - Поурочные разработки
Построение таблиц - Чтение и составление таблиц - Таблицы и диаграммы
Цель: сформировать первоначальные представления о приемах сбора необходимых данных и представлении этих данных в компактной табличной форме.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа. Повторение признаков делимости чисел.
1. Даны числа: 354, 180, 198, 287, 435, 414. Назовите те из них, которые делятся на: а) 15; б) 6; в) 18.
2. На доске было записано пятизначное число, делящееся на 45 без остатка. Мимо бежал ученик, стер одну цифру, а вместо нее нарисовал звездочку. Получилось 32 4*5. Какую цифру стер мальчик?
3. Составьте из цифр 2, 5 и 0 все возможные трехзначные числа (цифры в записи не повторяются):
а) кратные 2 и 5;
б) кратные 2, но не кратные 5;
в) кратные 5, но не кратные 2.
4. Загадки. Угадайте число, если:
а) трехзначное число с первой цифрой 1 делится на 9 и на 5, но не делится на 2;
б) трехзначное число с первой цифрой 7 делится на 9, на 5 и на 2.
III. Формирование умений и навыков.
1. Формирование умения извлекать информацию из частотной таблицы и заполнять ее.
1). РТ, часть 2, с. 70—71, № 10, 11.
2). У, № 1200.
2. Знакомство с пиктограммами.
Таблицы, в которых для обозначения численности предметов используются различные картинки.
У, № 1195, 1196.
3. Первоначальное знакомство с приемами сбора информации.
1). В 6 классе одной из школ Санкт-Петербурга провели социологический опрос на тему «Любимое занятие в свободное время». Каждый из учащихся должен был выбрать из десяти предложенных вариантов не более трех. В таблице показано, как распределились ответы учащихся.
№ |
Любимое занятие |
Девочки |
Мальчики |
1 |
Компьютер |
3 |
12 |
2 |
Игровые автоматы |
1 |
9 |
3 |
Спорт |
10 |
14 |
4 |
Общение с друзьями |
12 |
15 |
5 |
Забота о животных |
3 |
4 |
6 |
Телевизор |
13 |
11 |
7 |
Музыка |
11 |
4 |
8 |
Кино |
6 |
4 |
9 |
Театр |
5 |
3 |
10 |
Чтение |
15 |
8 |
а) Чем увлекается большинство ребят?
б) Какие еще выводы об интересах ребят в этой школе можно сделать на основе данной таблицы?
2). В таблице приведены результаты опроса жителей трех городов относительно того, где они получают информацию о новых товарах или услугах. При ответе можно было указать не более трех источников информации.
№ |
Источник информации |
Число опрошенных жителей |
||
Москва |
С.-Петербург |
Н. Новгород |
||
1 |
Справочники |
16 |
10 |
8 |
2 |
Советы знакомых |
66 |
62 |
65 |
3 |
Телевидение |
40 |
35 |
40 |
4 |
Интернет |
20 |
21 |
22 |
5 |
Газеты |
29 |
23 |
26 |
6 |
Уличная реклама |
5 |
10 |
10 |
7 |
Радио |
4 |
6 |
5 |
8 |
Советы продавца |
23 |
18 |
20 |
а) Укажите три источника, которые используют большинство опрошенных в каждом из городов.
б) Какой источник информации предпочитает использовать население всех трех городов?
в) Укажите два источника информации, которыми пользуются меньше всего опрошенных во всех трех городах.
г) Используя приведенные в таблице данные, укажите, где надо поместить рекламу владельцу магазина в Нижнем Новгороде, если он хочет продать новый товар массового спроса как можно большему числу людей этого города.
IV. Итоги урока.
1. С какими видами таблиц мы познакомились на уроке?
2. Как построена любая таблица?
3. Как можно извлечь информацию из таблицы?
4. Что необходимо сделать, чтобы заполнить таблицу?
V. Домашнее задание. По выбранной проблеме провести опрос учащихся в классе. Собранную информацию представить в табличной форме.