Математика 5 класс - Поурочные разработки
Нахождение целого по его части на основе формального правила - Нахождение части целого и целого по его части - Действия с дробями
Цель: формировать навык решения задач на нахождение целого по его части на основе формального правила.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
Игра «Эстафета».
1. Решите уравнение х - 3 = 1.
2. Вычислите: 8 – 6 : 2.
3. Найдите число, 1/2 которого равна 1/3 от 15.
4. Вспомните номер щелчка, после которого поп («Сказка о попе и о работнике его Балде») лишился языка.
5. Найдите одну седьмую от 21.
III. Объяснение нового материала.
1. Рассмотреть задачу 2 из п. 9.6 учебника. Прочитать правило.
2. Рассмотреть задачу 1 из ДМ, O-37. Как найти число по его части?
IV. Формирование умений и навыков.
1. ДМ, O-37, № 1 (2) (с комментариями). Можно сопровождать решение рисунками.
№ 2 (а). Сделать рисунок (см. рис. 177). Решение записать на доске.
Рис. 177
1) 30 : 2/3 = 45 (к.) — всего; 2) 45 - 30 = 15 (к.) — не взято.
Ответ: всего 45 картин, 15 картин не взято.
Рис. 178
№ 3 (а). Сделать к задаче рисунок (см. рис. 178). Решение записать на доске. № 2 (б), 3 (б) (самостоятельно в тетрадях). Двое учащихся выполняют на доске. Проверка.
Физкультминутка «С мячом» .
• Назовите число, если 1/2 этого числа равна: 12; 7; 24; 65; 19. .
• Назовите число, если 1/3 этого числа равна: 3; 7; 23; 32; 60 и т. д.
2. У, № 1059 (а). Сделать рисунок (см. рис. 179). Составить план решения задачи.
Рис. 179
V. Повторение. У, № 1037 (а). Взаимопроверка.
VI. Итоги урока.
1. Найдите длину отрезка, если 1/2 его длины равна 10 см.
2. Длина отрезка равна 10 см. Найдите 1/2 его длины.
3. Как найти число по его части? Как найти часть от числа.
VII. Домашнее задание.
У, № 1037 (б), 1059 (б), 1066. Придумать задачу, для решения которой нужно выполнить следующие действия: 150 : 2/3.