Линии на плоскости - Разнообразный мир линий - Линии

Математика 5 класс - Поурочные разработки

Линии на плоскости - Разнообразный мир линий - Линии

Цели: развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Устная работа (цель — восстановление навыков счета, чтение чисел в пределах десятков тысяч, табличного сложения и вычитания).

1. Сосчитайте парами от 26 до 50, а потом в обратном порядке.

2. Сосчитайте пятерками от 75 до 115, а обратно — десятками.

3. Назовите предшествующее и последующее числа для чисел 109, 289, 400.

4. Назовите числа, заключенные между числами 196 и 205.

5. Вычислите:

6. Прочитайте числа:


Расположив данные числа в порядке возрастания, вы получите слово, которое подскажет нам тему урока. Запишите тему урока «Линия».


III. Изучение нового материала и формирование умений и навыков.

Слово линия происходит от латинского слова linea, означающего «лен, льняная нить, шнур, веревка». Возьмем в руки нить и выложим на плоскости стола произвольную линию. Мир линий многообразен.

1. Учащимся предлагаются задания на распознавание линий:

1). На рисунке 1 изображены две группы линий.



Рис. 1


а) Чем отличаются линии одной группы от другой?

б) Выложите из нити замкнутую линию (вариант 1), незамкнутую линию (вариант 2).

2). На рисунке 2 изображены две группы линий.



Рис. 2


а) Что общего у линий обеих групп?

б) Чем отличаются линии одной группы от линий другой группы?

в) Выложите из нити замкнутую линию с самопересечением (вариант 1), незамкнутую линию с самопересечением (вариант 2).


2. Закрепление общих представлений о линии (замкнутость, самопересечение): РТ, часть 2, № 1—3.


3. Учащимся предлагаются задачи на изображение линий.

1). Вычерчивание линии по описанию.

а) Нарисуйте замкнутую линию с двумя самопересечениями.

б) Нарисуйте незамкнутую линию с тремя самопересечениями и т. д.

Физкультминутка

Класс делится на три группы (по рядам). Взявшись за руки, образовать линию:

• группа 1: замкнутую линию с самопересечением;

• группа 2: незамкнутую линию с самопересечением;

• группа 3: замкнутую линию с двумя самопересечениями.

2). Воспроизведение заданной конфигурации: РТ, часть 2, № 5, б.

Работу осуществляем по алгоритму:

• внимательно рассмотрим изображение;

• сформулируем последовательность выполнения построения;

• начинаем движение по узлам сетки.


4. Введение понятия внешней и внутренней области. Работа с текстом учебника на с. 4.


5. Закрепление введенных понятий.

1). Какие точки принадлежат внутренней области? Почему?

2). Какие точки на рисунке 3 принадлежат внешней области? Почему?



Рис. 3


Чтобы попасть из точки А в точку С, надо пересечь границу.

Чтобы попасть из точки А в точку В, граница не пересекается.


6. Исследовательская работа: РТ, часть 2, № 19.


IV. Итоги урока.

1. На какие группы можно разделить все линии, изображенные на рисунке 3 учебника?

2. Как можно убедиться, что на рисунке 3 учебника изображены замкнутые самопересекающиеся линии?

3. Чем отличаются две линии, изображенные на рисунке 4 учебника?


V. Домашнее задание. У, п. 1.1 прочитайте, № 5, 10, 11; РТ, часть 2, № 7.






Для любых предложений по сайту: [email protected]