Уроки математики 2 класс
Умножение круглых чисел - Третья четверть - ЧАСТЬ 2 УЧЕБНИКА
Цели урока:
1) познакомить учащихся со способами умножения круглых чисел; научить решать задачи на умножение с использованием нового числового материала;
2) повторить таблицу умножения; совершенствовать вычислительные навыки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Вот книжка на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играт.
Сегодня в прятки.
Недосуг дут.
На корабль бумажный —
Сегодня у ребят
Урок уж больно важный!
2. Устный счет.
— Вычислите сумму чисел 15 и 19.
— Найдите разность чисел 55 и 13.
— Уменьшите 27 в 3 раза.
— Один множитель 5, другой — 4. Чему равно произведение этих чисел?
Далее учитель обращается к записям на доске, указывает на ряд чисел 45, 27, 18, 54, 9, 10, 90, 36, 50, 70 и спрашивает:
— На какие две группы можно разделить данные числа? Попробуйте найти разные варианты. (Дети замечают, что можно разделить на однозначные и двузначные или числа, в записи которых есть пятерка, или числа, в записи которых пятерки нет, или числа, сумма цифр которых равна 9 и не равна 9, или круглые числа и некруглые числа и т. д.)
— Назовите число, в котором 7 десятков.
— Назовите число, в котором 9 единиц.
— Назовите число, в котором 9 десятков и 4 единицы.
— Назовите число, в котором 5 десятков и 6 единиц.
3. Работа с новым материалом.
— Сегодня вы познакомитесь со способами умножения круглых чисел. Поставим на наборное полотно 3 десятка палочек. (Учитель выставляет.) Сколько всего палочек на наборном полотне? (30 палочек.)
— Возьмем еще 3 десятка палочек и поставим на наборное полотно. (Вызванный ученик выставляет еще 3 пучка палочек.) Сколько палочек ты поставил? (30.)
— Сколько раз по 30 палочек на наборном полотне? (2.) Запишите это выражением. (30 · 2.) Как узнать, сколько всего палочек стало на наборном полотне? (30 + 30, или 3 дес. · 2.) Сколько получится? (60.)
— Запишем решение примера первым способом: 30 · 2 = 30 + 30 = 60. Объясните решение. (Чтобы 30 умножить на 2, можно 30 взять слагаемым 2 раза, получится 60.)
— Запишем решение примера вторым способом: 3 дес. · 2 = 6 дес., или 60. Как рассуждали? (30 — это 3 десятка. Умножаем 3 десятка на 2, получится 6 десятков, или 60.)
4. Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Тише, тише, высоко.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай на носках легко.
Травушку покушаем,
Тишину послушаем.
5. Работа с учебником.
Упр. 1, с. 15. Работа у доски. Учитель еще раз показывает и объясняет.
Упр. 2—3, с. 15 выполняются устно с объяснением.
Упр. 4, с. 15. Под руководством учителя учащиеся решают письменно примеры двух первых столбиков на доске и в тетрадях по приведенному образцу. Последний столбик примеров можно предложить для устного выполнения.
Упр. 5, с. 15 выполняется устно. Рассуждения учащихся могут быть следующими: «Взять 3 раза по 20 р. — это значит 20 умножить на 3, т. е. 2 дес. · 3 = 6 дес., или 60, получится 60 р.».
Упр. 7, с. 15 учащиеся выполняют самостоятельно с последующей проверкой.
Упр. 8, с. 15. Это упражнение служит проверкой оперативности знания табличных случаев сложения и вычитания. Учащиеся должны уметь достаточно быстро восстанавливать выражения, находить нужные действия, опираясь на числовые данные.
Упр. 9, с. 15. Ряд чисел составлен на основе поочередного вычитания из предыдущего результата числа 3 и прибавления к полученному результату числа 2. (8 - 3 = 5, 5 + 2 = 7, 7 - 3 = 4, 4 + 2 = 6, 6 - 3 = 3, 3 + 2 = 5.) Поэтому искомое число равно 2, так как 5 - 3 = 2.
6. Итог урока.
Что нового мы сегодня изучили?