Уроки математики 2 класс
Направления и лучи - Первая четверть - ЧАСТЬ 1 УЧЕБНИКА
Введению действий умножения и деления предшествует ряд подготовительных уроков, которые вместе с тем имеют весьма большую образовательную ценность. Так, раскрытие конкретного смысла названных действий предполагается проводить с опорой на понятие числовой луч, которое само по себе является новым для учащихся. С этой целью первые два урока раздела «Умножение и деление» посвящены изучению темы «Направления и лучи». Основная цель этих уроков состоит в том, чтобы познакомить учащихся с понятием луч, научить их отличать луч от отрезка на чертеже, чертить луч, а также закрепить навыки устного счета и умение решать задачи.
На основе рассмотрения понятных для учащихся примеров из жизни: луч фонарика, луч света, направление движения и т. д. — достигается необходимый уровень абстракции, позволяющий ввести понятия направление и луч, познакомить учащихся с их графической интерпретацией и свойствами.
Беседу по изучению нового материала учитель может провести с опорой на объяснительный текст учебника и упр. 1—3, с. 7—8. Так, по рисунку к упр. 1, с. 7 учащиеся легко определяют, что луч от красного прожектора направлен на Буратино, луч от зеленого прожектора — на Пьеро, а на Мальвину направлен луч от желтого прожектора. Здесь важно, чтобы при ответе дети проговаривали предложение луч направлен на ... . Тогда, при разборе упр. 2, с. 8 они уже самостоятельно смогут объяснить, что, например, стрела царевича в зеленой рубашке направлена на дом справа (или купеческий дом), а стрела царевича в синей рубашке — на дом слева (или дворянский дом) и т. д. Чтобы дети легко указывали эти направления, желательно перед разбором задания вспомнить с классом соответствующий фрагмент сказки о лягушке-царевне. По ходу этих объяснений учитель может на доске схематично нарисовать стрелы.
Далее можно выполнить упр. 3, с. 8.
— Отметьте в тетради точку О. Проведите от нее по линейке несколько линий в разные стороны. Получился рисунок, похожий на солнышко.
— Линии, которые вы проводили, называются лучами. Точка О — начало этих лучей.
— Отступите от точки О вправо 3 клетки и отметьте точку Д. Проведите луч с началом в точке Д. Направление луча можно указать стрелкой.
— Назовите начало лучей на рис. 2, с. 8. (Точки А, Б, И.)
— Запомните: у луча есть начало, но нет конца.
Упр. 4, с. 8 направлено на закрепление изученного и выяснение факта: точка делит прямую на два луча. На этих уроках впервые выполняется упражнение из серии «Великолепная семерка» (упр. 8, с. 9). Задания даны в более упрощенной форме, чем это обычно предлагается в известной литературе. Но это объясняется тем, что основная цель упражнения — формирование умения действовать по образцу и тем самым переконструировать фигуру. Это задание хорошо развивает чувство формы, глазомер, пространственную ориентацию.