Поурочные разработки по Алгебре 9 класс к учебнику А. Г. Мордковича - 2011 год
Арифметическая прогрессия - Прогрессии
Цель: рассмотреть частный вид последовательности - арифметическую прогрессию.
Ход уроков
I. Сообщение темы и цели уроков
II. Повторение и закрепление пройденного материала
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
2. Контроль усвоения материала (письменный опрос).
Вариант 1
1. Определение возрастающей последовательности.
2. Последовательность (аn) задана формулой Найдите a1, a5, a10.
3. Последовательность (аn) задана формулой где а1 = 2 и n ≥ 1. Найдите первые четыре члена последовательности.
Вариант 2
1. Определение убывающей последовательности.
2. Последовательность (аn) задана формулой Найдите a1, a5, a10.
3. Последовательность (аn) задана формулой где а1 = 2 и n ≥ 1. Найдите первые четыре члена последовательности.
III. Изучение нового материала
1. Основные понятия
Из всех последовательностей наиболее изучены две: арифметическая прогрессия и геометрическая прогрессия, которые будут рассмотрены в этой главе. Сначала рассмотрим арифметическую прогрессию.
Последовательность чисел аn, каждый член которой (начиная со второго) равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом d (разностью прогрессии), называется арифметической прогрессией: При d > 0 арифметическая прогрессия возрастает, при d < 0 - убывает.
Пример 1
Найдем первые пять членов арифметической прогрессии, если а1 = 5, d = 2.
Из определения арифметической прогрессии получаем: при n = 1 при n = 2 при n = 3 при n = 4
Итак, эти члены 5, 7, 9, 11, 13.
2. Формула n-го числа арифметической прогрессии
В определении арифметической прогрессии использована рекуррентная формула . Удобнее получить формулу n-го члена.
Пример 2
Получим формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Из определения арифметической прогрессии ak+1 = ak + d запишем (n - 1) равенство:
Сложим эти равенства, тогда в левой и правой частях сокращаются одинаковые члены: а2, а3, ..., аn-1, и получаем:
Таким образом, получена важнейшая формула - формула n-го члена арифметической прогрессии:
Как правило, задачи на эту тему достаточно простые. Наиболее распространенный прием решения таких задач - записать условия задачи, используя в качестве неизвестной первый член и разность прогрессии.
Пример 3
В арифметической прогрессии сумма второго и пятого членов равна 8, а третьего и седьмого равна 14. Найдем прогрессию.
Выразим все члены прогрессии через ее первый член и разность: - и запишем условия задачи: Для определения а1 и d получаем линейную систему уравнений: Вычитая из второго уравнения первое, найдем: 6 = 3d или d = 2, и из любого из уравнений: а1 = -1.
Пример 4
Первый член арифметической прогрессии а1, a2, a3, ... равен единице. При каком значении разности прогрессии d величина S = а1а2 + а2a3 имеет минимальное значение?
Как и в предыдущей задаче выразим члены прогрессии а2 и а3 через первый член (а1 = 1) и разность d: Тогда Функция S в зависимости от d является квадратичной функцией (параболой) и достигает минимального значения при
Пример 5
Найдем сумму чисел
Обратим внимание на то, что числа, стоящие под радикалами, образуют арифметическую прогрессию: 100, 101, 102, 103, ..., 399, 400. Умножим числители и знаменатели дробей на разность чисел, стоящих в знаменателях:
За счет того, что числа образовали арифметическую прогрессию, знаменатели дробей оказались равными разности прогрессии, т. е. 1. Тогда имеем: Легко заметить, что в данной сумме сокращаются все числа, кроме и тогда сумма
Достаточно часто арифметическая прогрессия встречается в текстовых и геометрических задачах.
Пример 6
Четыре целых различных числа образуют арифметическую прогрессию. Одно из этих чисел равно сумме квадратов остальных трех чисел. Найдем эти числа.
Пусть эти числа имеют вид: a; а + d; а + 2d, а + 3d (очевидно, что a и d - целые числа). Запишем условие задачи: а2 + (а + d)2+ (а + 2d)2= а + 3d или 3а2 + 6ad + 5d2 = а + 3d. Будем рассматривать это уравнение как квадратное, считая а неизвестной и d параметром. Запишем уравнение в виде: 3а2 + a(6d - 1) + (5d2 - 3d) = 0. Чтобы это уравнение имело решение, необходима неотрицательность его дискриминанта D. Найдем Решим это квадратное неравенство. Корни соответствующего уравнения т. е. d1 ≈ -0,04 и d2 ≈ 1,04. Тогда решение неравенства -0,04 ≤ d ≤ 1,04. В этом промежутке есть два целых значения d = 1 и d - 0 (не подходит, так как даны различные числа).
Для d = 1 уравнение 3а2 + a(6d - 1) + (5d2 - 3d) = 0 принимает вид: 3а + 5а + 2 = 0. Корни его а1 = -1, а2 = -2/3 (не подходит). Итак, искомые числа -1; 0; 1; 2.
Пример 7
Стороны четырехугольника образуют арифметическую прогрессию. Можно ли в него вписать окружность?
Пусть стороны четырехугольника АВ, ВС, AD, CD в указанном порядке образуют арифметическую прогрессию с первым членом a и разностью d: АВ = a, ВС = a + d, AD = a + 2d, CD = a + 3d.
В четырехугольник можно вписать окружность, если суммы его противоположных сторон равны, т. е. АВ + CD = ВС + AD. Проверим это условие: а + (а + 3d) = (а + d) + (а + 2d). Так как равенство верное, то в такой четырехугольник можно вписать окружность. Но это возможно только в том случае, когда стороны четырехугольника образуют арифметическую прогрессию именно в следующем порядке: АВ, ВС, AD, CD.
Пример 8
Стороны прямоугольного треугольника образуют арифметическую прогрессию. Найдем стороны треугольника.
Пусть наименьший катет ΔАВС АВ = а, тогда второй катет ВС = а + d и гипотенуза АС = а + 2d (где d - разность прогрессии, d > 0). Запишем теорему Пифагора: АС2 = АВ2 + ВС2, или (а + 2d)2= а2 + (а + d)2, или а2 - 2ad - 3d2 = 0. Решая это однородное уравнение, получим: а = 3d и а = -d (не подходит). Имеем: АВ = 3d, ВС = 4d, АС = 5d (где d - любое число). То есть условию задачи удовлетворяют прямоугольные треугольники, подобные египетскому.
3. Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии
Сумму первых n членов арифметической прогрессии можно найти по формуле или
Пример 9
Получим формулы суммы первых п членов арифметической прогрессии.
Обозначим сумму первых n членов арифметической прогрессии (аn) через Sn. Запишем эту сумму дважды, расположив в первом случае члены в порядке возрастания их номеров, во втором случае - в порядке убывания номеров: Сложим эти равенства: Покажем, что все суммы в скобках равны друг другу. Получаем:
Тогда имеем: откуда (первая формула получена). Используем формулу n-го члена Тогда имеем: (вторая формула получена).
Пример 10
В арифметической прогрессии а3 = 7 и а8 = 27. Найдем сумму первых сорока членов прогрессии.
Сначала найдем первый член а1 и разность d прогрессии. Запишем условия задачи: Из этой линейной системы уравнений находим а1 = -1 и d = 4. Теперь найдем сумму первых сорока членов прогрессии:
Пример 11
Найдем сумму всех трехзначных чисел, которые при делении на 4 дают остаток 3.
Первое число легко угадать: а1 = 103. Легко также угадать несколько последующих таких чисел: а2 = 107, а3 = 111, а4 = 115. Видно, что искомые числа образуют арифметическую прогрессию с первым членом 103 и разностью 4. Общий член этой прогрессии можно записать в виде аn = 103 + 4(n - 1) = 99 + 4n.
Определим теперь число членов в сумме. Так как последнее трехзначное число 999, то получаем условие аn ≤ 999 или 99 + 4n ≤ 999. Решив это неравенство, найдем n ≤ 225. Итак, в искомую сумму войдут 225 слагаемых. Найдем сумму 225 членов арифметической прогрессии с первым членом 103 и разностью 4:
Пример 12
Известно, что при любом n сумма Sn членов в некоторой последовательности (аn) определяется по формуле: Докажем, что эта последовательность является арифметической прогрессией, и напишем первые три члена этой прогрессии.
Для доказательства используем определение арифметической прогрессии. Сначала получим формулу общего члена последовательности (аn). Очевидно, что Отсюда Рассмотрим разность двух соседних членов последовательности: Отсюда получим: т. е. каждый член последовательности равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом 8. Итак, данная последовательность по определению является арифметической прогрессией.
Так как в процессе доказательства была получена формула общего члена этой арифметической прогрессии аn = 8n - 7, то легко находим: а1 = 1, а2 = 9, а3 = 17.
Пример 13
Решим уравнение 2 + 5 + 8 + 11 + ... + х = 155.
В левой части уравнения находится сумма членов арифметической прогрессии 2; 5; 8; 11; ..., первый член которой 2 и разность 3. Пусть в эту сумму входит n слагаемых. Тогда, используя формулу для суммы n первых членов арифметической прогрессии, получаем: Второе уравнение получим, записав последний член этой суммы: Подставив второе уравнение в первое, придем к квадратному уравнению относительно n: или 3n2 + n - 310 = 0, корни которого n = 10 и (не подходит, так как n - число натуральное). После этого находим: х = 3 ∙ 10 - 1 = 29. Итак, х = 29 - единственный корень данного уравнения.
Пример 14
Два велосипедиста, расстояние между которыми 99 м, одновременно начинают движение навстречу друг другу. Первый велосипедист за каждую секунду проезжал по 5 м. Второй велосипедист за первую секунду проехал 1,5 м, а за каждую последующую - на 0,5 м больше, чем за предыдущую. Через какое время велосипедисты встретились?
Пусть велосипедисты встретились через n секунд. Тогда первый из них проехал до встречи 5n (м). Для второго велосипедиста расстояния, проезжаемые в каждую секунду, образуют арифметическую прогрессию: 1,5; 2; 2,5; 3; ... . Тогда за n секунд он проедет расстояние:
Сумма расстояний, пройденных велосипедистами, равна 99 м. Получаем уравнение: или n2 + 25n - 396 = 0, корни которого n1 = 11 и n2 = -36 (не подходит). Итак, встреча произошла через 11 с.
4. Характеристическое свойство арифметической прогрессии
Отметим еще одно важное свойство членов арифметической прогрессии. Любой член прогрессии (начиная со второго) равен полусумме соседних членов: (характеристическое свойство).
Пример 15
Докажем характеристическое свойство арифметической прогрессии.
Используя определение арифметической прогрессии, получим:
Достаточно часто при решении задач рассматриваемой темы используется характеристическое свойство арифметической прогрессии.
Пример 16
При каких значениях х числа 6; х2; х образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию? Найдем эти числа.
Запишем свойство арифметической прогрессии: 2х2 = 6 + х. Получаем квадратное уравнение, корни которого х = -3/2 и х = 2. Тогда искомыми числами будут или 6; 4; 2.
IV. Контрольные вопросы
1. Определение арифметической прогрессии.
2. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
3. Характеристическое свойство арифметической прогрессии.
4. Сумма первых n членов арифметической прогрессии.
V. Задание на уроках
§ 16, № 4 (а, б); 6 (г); 8; 12 (в); 17 (б); 19 (а); 28 (а, б); 30; 33 (а); 36 (б); 42 (а); 43; 48 (б); 50 (а); 53 (б); 56 (г); 61; 68 (а); 69 (б).
VI. Задание на дом
§ 16, № 4 (в, г); 6 (в); 9; 12 (г); 17 (г); 19 (б); 28 (в, г); 31; 33 (б); 36 (в); 42 (б); 44; 48 (г); 50 (б); 53 (г); 56 (б); 62; 68 (б); 69 (а).
VII. Подведение итогов уроков