Геометрия 9 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ - СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА. СКАЛЯРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЕКТОРОВ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для ознакомления учащихся с понятием “угол между векторами”, введения понятий скалярного произведения двух векторов, скалярного квадрата |
||||||||||||||
Термины и понятия |
Косинус, угол между векторами, скалярное произведение, скалярный квадрат |
||||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||||
Владеют базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания |
Познавательные: умеют понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации; осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий. Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи. Коммуникативные: умеют участвовать в диалоге. Личностные: проявляют креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении геометрических задач |
||||||||||||||
Организация пространства |
|||||||||||||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||||||||||||||
Образовательные ресурсы |
• Тест |
||||||||||||||
I этап. Тест |
|||||||||||||||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
||||||||||||||
Проверить уровень усвоения теоретических знаний |
(И) Тест с самопроверкой. Вариант I 1. Для треугольника справедливо равенство: 2. Площадь треугольника MNK равна: 3. Если квадрат стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против: а) тупого угла; б) прямого угла; в) острого угла. 4. В треугольнике АВС известны длины сторон АВ и ВС. Чтобы найти сторону АС, необходимо знать величину: а) угла A; б) угла В; в) угла С. 5. Треугольник со сторонами 5, 6 и 7 см: а) остроугольный; б) прямоугольный; в) тупоугольный. 6. В треугольнике АВС ∠А = 30°, ВС = 3. Радиус описанной около ААВС окружности равен: а) 1,5; б) 2√3; в) 3. 7. Если в треугольнике АВС ∠А = 48°, ∠B = 72°, то наибольшей стороной треугольника является сторона: а) АВ: б) АС: в) ВС. 8. В треугольнике CDE: 9. По теореме синусов: а) стороны треугольника обратно пропорциональны синусам противолежащих углов; б) стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов; в) стороны треугольника пропорциональны синусам прилежащих углов. 10. В треугольнике АВС АВ = 10 см, ВС = 5 см. Найти отношение синуса угла А к синусу угла С: а) 1/2; 6) 5; в) 2. Вариант II 1. Для треугольника АВС справедливо равенство: 2. Площадь треугольника CDE равна: 3. Если квадрат стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то эта сторона лежит против: а) острого угла; б) прямого угла; в) тупого угла. 4. В треугольнике MNK известны длина стороны MN и величина угла К. Чтобы найти сторону NK, необходимо знать: а) величину ∠M; б) длину стороны МК; в) значение периметра MNK. 5. Треугольник со сторонами 2, 3 и 4 см: а) остроугольный; б) прямоугольный; в) тупоугольный. 6. В треугольнике MNK MN = 2, ∠K = 60°. Радиус описанной около AMNK окружности равен: а) 4; б) 2√3/3; в) 2. 7. Если в треугольнике MNK ∠M= 76°, ∠N = 64°, то наименьшей стороной треугольника является сторона: a) MN; б) NK; в) МК. 8. В треугольнике АВС: 9. По теореме о площади треугольника: а) площадь треугольника равна произведению двух его сторон на синус угла между ними; б) площадь треугольника равна половине произведения двух его сторон на угол между ними; в) площадь треугольника равна произведению половине произведения двух его сторон на синус угла между ними. 10. В треугольнике АВС АВ = 6 см, ВС = 2 см. Найти отношение синуса угла А к синусу угла В: а) 1/3; б) 1/4; в) 3. |
||||||||||||||
Ответы: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||
Вариант I |
а |
в |
б |
б |
а |
в |
б |
а |
а |
а |
|||||
Вариант II |
б |
а |
в |
а |
в |
б |
в |
б |
в |
а |
|||||
II этап. Мотивация к деятельности |
|||||||||||||||
Цель деятельности |
Постановка учебной задачи |
||||||||||||||
Решение задач с целью подготовки учащихся к восприятию нового материала |
(Ф/И) Решить задачу. Дан параллелограмм ABCD. Найти: а) векторы, коллинеарные б) векторы, сонаправленные в) векторы, противоположно направленные г) векторы, равные д) если е) cos ∠ABC, если |
||||||||||||||
III этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||||||||||||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||||||||||||
Ввести понятие угла между векторами и понятие скалярного произведения векторов |
(Ф) 1. Введение понятия угла между векторами (с. 259, рис. 300). 2. Угол а между векторами и не зависит от выбора точки О, от которой откладываются векторы . 3. Угол между сонаправленными векторами считается равным нулю. 4. Обозначение угла между векторами: 5. Определение углов между векторами на рис. 301. 6. Определение перпендикулярных векторов. 7. Повторение сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число. 8. Введение понятия еще одного действия над векторами - скалярного умножения векторов. В отличие от суммы и разности векторов скалярное произведение есть число (скаляр) - именно это и обусловило название операции 9. В тетрадях учащиеся оформляют - скалярный квадрат вектора |
||||||||||||||
IV этап. Закрепление изученного материала |
|||||||||||||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||||||||||||
Отработать на простых задачах применение скалярного произведения векторов |
(Ф/И) 1. Решить задачи № 1039 (а, б, ж, з) и 1040 (а, д, е) по готовым чертежам квадрата и ромба, заранее выполненным на доске. 2. Решить задачу № 1041 (в) |
||||||||||||||
V этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
(Ф/И) - Что нового узнали на уроке? Что такое скалярное произведение? - Что такое скалярный квадрат? - Составьте синквейн к уроку |
(И) Домашнее задание: изучить материалы пунктов 105 и 106; повторить материал п. 87; решить задачи № 1039 (в, г), 1040 (г), 1042 (а, б) |