Геометрия 9 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
УРАВНЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ - МЕТОД КООРДИНАТ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для выведения уравнения окружности |
||||||||||||
Термины и понятия |
Окружность, центр окружности, радиус, диаметр |
||||||||||||
Планируемые результаты |
|||||||||||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||
Владеют базовым понятийным аппаратом; умеют применять метод координат |
Познавательные: умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать умозаключения, формулировать выводы. Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу; умеют контролировать процесс и результат учебной деятельности. Коммуникативные: понимают и воспринимают на слух объяснение учителя, работают в сотрудничестве. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
||||||||||||
Организация пространства |
|||||||||||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||||||||||||
Образовательные ресурсы |
• Тест |
||||||||||||
I этап. Актуализация знаний учащихся |
|||||||||||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||
Выявить трудности при выполнении домашнего задания, уровень знаний по теме |
(Ф/И) 1. Ответить на вопросы учащихся по домашнему заданию. 2. Организовать выполнение теста с самопроверкой: Вариант I 1. Если A(с; d), В (m; n); С(х; у) - середина отрезка АВ, то: 2. Если то: 3. Если то: 4. Если то: 5. Если то: a) C(b; d), D(a; с); б) С(а; b), D(c; d); в) С(с; d), D(a; b). 6. Если то: 7. Если то: а) М(а; с), N(b; d); б) М(а; b), N(c; d); в) M(b; d), N(a; с). Вариант II 1. Если А (a; b), В (с; d), то: 2. Если то: 3. Если А (е; с), В (m; n), то: 4. Если то: а) С - середина AB; б) А - середина ВC; в) В - середина АС. 5. Если то: 6. Если то: 7. Если то: |
||||||||||||
Ответы: |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||
Вариант I |
а |
б |
б |
в |
а |
б |
в |
||||||
Вариант II |
б |
в |
а |
а |
в |
б |
а |
||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
|||||||||||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||||||||||
Вывести уравнение окружности |
(Ф) 1. Ответить на вопросы: - Принадлежит ли точка В (2; -8) графику функции у = -4х? - Функция задана уравнением у = 5 - х. Какая линия служит графиком этой функции? - Какой фигурой является множество точек, равноудаленных от данной точки? 2. Обратить внимание учащихся на то, что им уже известны графики некоторых функций. В частности, трафиком линейной функции у = kх + b является прямая линия, а уравнение у = kх + b называется уравнением этой прямой. 3. Вспомнить уравнения параболы и гиперболы и их графики. 4. Дать понятие уравнения произвольной линии в ознакомительном плане. При этом важно добиться понимания учащимися следующего: чтобы установить, что данное уравнение является уравнением данной линии, нужно доказать, что: 1) координаты любой точки линии удовлетворяют данному уравнению и 2) координаты любой точки, не лежащей на данной линии, не удовлетворяют этому уравнению. 5. Ввести уравнение окружности радиуса г с центром С в заданной прямоугольной системе координат (рис. 286): (х – х0) + (у - у0) = r2, где С(х0; у0). Уравнение окружности радиуса г с центром в начале координат О (0; 0) имеет вид: x2 + у2 = r2. 6. Обратить внимание учащихся на то, что не любое уравнение второй степени с двумя переменными задает окружность. Например, уравнение 4х2 + у2 = 4 в прямоугольной системе координат задает не окружность, а эллипс (с этой фигурой учащиеся знакомились в курсе черчения), уравнение х2 + у2 = 0 задает единственную точку - начало координат, а уравнению х2 + у2 = -4 не удовлетворяют координаты ни одной точки, поэтому это уравнение не задает никакой фигуры |
||||||||||||
III этап. Закрепление изученного материала |
|||||||||||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||||||||||
Закрепить полученные знания при решении простых задач |
(Ф/И) 1. Решить задачу № 959 (а, б, д). 2. Решить задачу № 960 (устно). 3. Решить задачу № 961 на доске и в тетрадях. 4. Решить задачу № 964 на доске и в тетрадях |
||||||||||||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
(Ф/И) - Сформулируйте три вопроса по теме урока. - Для чего данная тема, изучается в геометрии? |
(И) Домашнее задание: решить задачи № 962, 963, 965, 966 (а, б), 1000 |