Геометрия 8 класс - Технологические карты уроков по учебнику Л. С. Атанасяна - 2015
ТРАПЕЦИЯ. ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ - ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для решения задач, в которых применяются свойства и признаки трапеции |
||||
Термины и понятия |
Трапеция, основания трапеции, боковые стороны, равнобедренная трапеция, прямоугольная трапеция, теорема Фалеса |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||
Умеют применять полученные знания при решении задач и доказательстве |
Познавательные: осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, умением устанавливать причинно-следственные связи; понимают и используют средства наглядности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
||||
Организация пространства |
|||||
Формы работы |
Фронтальная (Ф); индивидуальная (И) |
||||
Образовательные ресурсы |
• Учебник. • Задания для самостоятельной работы |
||||
I этап. Проверка домашнего задания |
|||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Выявить трудности, возникшие при выполнении домашнего задания |
(Ф) 1. Сформулируйте теорему Фалеса. 2. Сформулируйте свойства равнобедренной трапеции |
1. Если на одной из двух прямых отложить последовательно несколько равных отрезков и через их концы провести параллельные прямые, пересекающие вторую прямую, то они отсекут на второй прямой равные между собой отрезки. 2. В равнобедренной трапеции углы при основаниях равны, диагонали равны |
|||
II этап. Самостоятельная работа |
|||||
Цель деятельности |
Задания для самостоятельной работы |
||||
Проверить степень усвоения теоретического материала и умение его применять при решении задач |
(И) Вариант I Найдите боковые стороны равнобедренной трапеции, основания которой равны 14 см и 8 см, а один из углов равен 120°. ВС = 8 см, АК = MD = 3 см CD = 2MD - 6 см, так как MD - катет, лежащий против угла 30°, равен половине гипотенузы. Вариант II Найдите меньшее основание равнобедренной трапеции, если ее большее основание равно 16 см, боковая сторона - 10 см, а один из углов равен 60°. AD = 16 см, CD = 10 см, ∠D = 60°, тогда MD = 0,5CD = 5 см, АК = MD = 5 см, значит, ВС = КМ = 16 - 10 = 6 см. Вариант III Диагональ АС равнобедренной трапеции ABCD делит пополам угол BAD. Найти периметр трапеции, если основание AD равно 12 см, a ∠ADC равен 60°. CD = 0,5AD, значит, CD = 6 см. ∆АВС - равнобедренный, ВС = 6 см, РАBCD = 6 + 6 + 6 + 12 = 30 см. Далее проводится взаимопроверка |
||||
III этап. Решение задач на построение |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Повторить основные этапы решения задач на построение |
(Ф) 1. Напомнить основные этапы решения задач на построение: 1) Анализ задачи. 2) Выполнение построения по намеченному плану. 3) Доказательство того, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи. 4) Исследование задачи. (Ф/И) 2. Решить № 393 (в), 395, 397 (а). № 393 (в) - решение в учебнике на с. 106-107. № 395. Построить ABCD - параллелограмм. ∠A = ∠hk, АВ = P1Q1 P2Q2 - расстояние между АВ и CD. Устно провести анализ, доказательство и исследование, в тетрадях - только построение: 1) построить ∠A, равный данному ∠hk; 2) отложить на его стороне отрезок P1Q1 = АВ и отметить точку В; 3) через точку В провести прямую, перпендикулярную прямой АВ, и отложить отрезок ВК = P2Q2; 4) через точку В провести прямую, параллельную другой стороне угла; 5) через точку К провести прямую, параллельную стороне АВ; 6) ABCD - параллелограмм по определению. № 397 (а). Дано: ∠A = α, AD = а, АВ = b Построить: равнобедренную трапецию ABCD. Построение: 1. На прямой с отложить отрезок AD = а. 2. Построить ∠A = α, ∠D = α. 3. На лучах АВ и DC отложить отрезки, равные b (АВ = DC = b). 4. Соединить В и С отрезком. ABCD - искомая трапеция. Задача может не иметь решения, если точки В и С совместятся или точки В и С расположены за точкой пересечения лучей АВ и DC. |
||||
IV этап. Итоги урока. Рефлексия |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
(Ф/И) - Оцените свою работу на уроке. - Какой этап урока вызвал у вас наибольшее затруднение и почему? |
(И) Домашнее задание: решить задачи № 394, 398, 393 (б) |