Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Обыкновенные дроби - Урок 3 - ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: познакомить учащихся с задачами на нахождение дроби от числа и числа по дроби.
Ход урока
I. Организационный момент. Определение темы урока
II. Устная работа
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
А нам с вами сегодня скучать не придется.
На доске:
— Я утверждаю, что среди данных дробей есть дробь, непохожая на все остальные. Найдите ее. (Это дробь 3/5, все остальные дроби обозначают половину целого.)
— Придумайте и запишите в тетрадь пять дробей, которые обозначают половину целого.
(Проверка, обсуждение.)
— На второй строчке запишите пять дробей, которые меньше половины.
(Проверка и обсуждение.)
— На третьей строчке запишите пять дробей, которые больше половины целого.
(Проверка и обсуждение.)
— И на четвертой строчке запишите пять дробей, которые обозначают целое.
(Проверка и обсуждение.)
III. Сравнение двух видов задач
На доске:
1. В куске 12 м ткани. 1/4 часть ткани отрезали. Сколько ткани отрезали?
2. Отрезали 12 м ткани, что составляет 1/4 часть всего куска. Сколько метров ткани в куске?
— Прочитайте задачи. Сравните, чем они похожи, чем отличаются. (В задачах одинаковые числовые данные, разные смысловые связи между этими данными. Разные вопросы.)
— Как вы думаете, в какой задаче надо найти часть от целого? (В первой.)
— А что нужно найти во второй задаче? (Целое.)
1. Работа над первой задачей.
— Сколько метров ткани в целом куске?
— Какой длины отрезок удобно начертить? (4, 8 или 12 клеток.)
— Какую часть отрезка отрезали?
— Как вы это понимаете? Покажите на чертеже.
— Как решить задачу? (12 : 4 ∙ 1 = 3 (м).)
(Оформление решения и чтение ответа.)
2. Работа над второй задачей.
— Что нужно узнать в задаче?
(Выполнение чертежа.)
— Сколько четвертых долей в целом?
— Сколько метров содержит 1/4 куска?
— Сколько раз по 12 м повторяется в целом куске?
— Как решить задачу? (12 ∙ 4 = 48.)
(Оформление решения и запись ответа.)
IV. Работа по учебнику
С. 142, № 901 (выполняется чертеж и аналогичный разбор задачи).
— Что находили в этой задаче? (Часть.)
— Измените условие и вопрос, оставив числовые данные, так, чтобы в задаче нужно было найти целое. (Заасфальтировали 20 км дороги, что составило 2/5 всей дороги. Найдите длину всей дороги.)
(Выполняется чертеж и аналогичный разбор задачи.)
V. Самостоятельная работа
1. С. 142, № 902.
1) 22 : 11 ∙ 5 = 10 (с.) — вошли в упряжку.
2) 22 — 10 = 12 (с.) — не вошли в упряжку.
2. С. 143, № 906.
4 : 2 ∙ 3 = 6 (км) — длина всей дороги.
(Слабым учащимся учитель оказывает индивидуальную помощь.)
VI. Рефлексия
— Какие задачи вам показались трудными?
Домашнее задание
С. 144, № 928; с. 145, № 931.