Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник - Урок 3 - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить чертить, измерять отрезки, распознавать и показывать на чертежах элементы треугольника.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
С. 14, № 53 (вычислите по цепочке).
Проверка
а) 15; 25; 34; 24; 37
в) 72; 56; 81; 48; 0
б) 8; 9; 7; 6; 21
г) 5; 8; 7; 5; 6
III. Определение темы урока
— Вы узнаете тему урока, решив логическую задачу.
На доске три листа бумаги. На одном из них написана тема урока, на другом нарисована картинка, а третий лист чистый. Известно, что все надписи на листах неверны. Где записана тема? (Тема записана на третьем листе.)
Тема урока |
Картинка |
Чистый лист |
— Темы не может быть на первом листе, так как все надписи ложны. По той же причине третий лист не может быть пустым. Значит, на нем либо тема, либо картинка. Картинки быть не может, это высказывание ложно. Значит, на нем записана тема урока.
(Учитель переворачивает лист, дети читают тему.)
IV. Работа в тетради
1. Работа по чертежу.
На доске:
1) Покажите стороны большого треугольника. Назовите их.
2) Какой фигурой является сторона треугольника?
3) Запишите в тетрадь все отрезки, которые видите. (AD, АВ, BD, АЕ, АС, СЕ, DE, DK, КВ, ВС, DC, СК. Всего 12 отрезков.)
4) Какой фигурой является вершина? (Тонкой.)
5) Запишите, каким отрезкам при надлежит точка D. (DK, DE, DA, DB, DC, А В.)
6) Сколько треугольников на чертеже? (7.)
2. Выполнение практических задач.
1) Начертите отрезок АВ = 6 см. Поставьте на нем точку М так, чтобы отрезок AM был длиннее отрезка МВ.
2) Начертите отрезок ОК = 9 см. Поставьте на нем точку А так, чтобы отрезок ОА был в 2 раза короче отрезка АК. Объясните свое решение.
3) Начертите два отрезка так, чтобы они имели одну общую точку. Сколько вариантов у вас получилось? (4.)
4) Длина одного отрезка 4 см, второй на 1 см короче первого, а длина третьего равна сумме длин двух других. Начертите этот отрезок. Чему равна его длина? (7 см.)
V. Работа по учебнику
1. С. 13, № 47, 49, 50 (устно).
2. С. 13, № 48 (самостоятельно).
— Сколько измерений вам пришлось сделать?
3. С. 13, № 42 (у доски).
4567 м = 4000 м + 567 м = 4 км 567 м
5070 м = 5000 м + 70 м = 5 км 70 м
15 500 м = 15 000 м + 500 м = 15 км 500 м
VI. Работа над задачей
С. 15, № 62.
— С какими величинами задача?
— Составьте самостоятельно таблицу.
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 45 ∙ 2 = 90 (км) — прошел автобус за 2 ч.
2) 60 ∙ 3 = 180 (км) — прошел автобус за 3 ч.
3) 90 + 180 = 270 (км) — весь путь за 5 ч.
— Прочитайте ответ. (За 5 ч автобус прошел 270 км.)
VII. Выполнение заданий
С. 15, № 64 (работа в паре)
(2786 + 886) -Л = 459 (3967 + 965): 9 = 548 (2012-968): 12 = 87
VIII. Рефлексия
— Расскажите все, что знаете о треугольнике.
— В каких единицах измеряется длина?
Домашнее задание
С. 15, №68 (а, б), 73.
(2213 -897): 14 = 94 38-43- 134 = 1500 47 * 26 — 122 = 1100