Натуральные числа (вводный урок) - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина

Натуральные числа (вводный урок) - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ШКАЛЫ - НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА

Планируемые предметные результаты: описывать свойства натурального ряда чисел, читать, записывать, сравнивать натуральные числа, упорядочивать их; определять место натурального числа на числовой оси; понимать именованные числа, использовать различные единицы измерения на практике.

Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать простейшие числовые закономерности.

Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей.

Урок 1. Натуральные числа (вводный урок)

Основная дидактическая цель урока: познакомить с новой учебной книгой, ее особенностями; систематизировать и обобщить знании о натуральных числах, полученные в начальной школе.

Ход урока

I. Организационный момент

Математика, друзья,

Абсолютно всем нужна.

На уроке работай старательно,

И успех тебя ждет обязательно!

II. Знакомство с учебником

А поможет нам изучать эту трудную, но увлекательную науку наш главный помощник — учебник по математике.

— Посмотрите на новый учебник. Расскажите, какую информацию несет обложка.

— Прочитайте обращение авторов к пятиклассникам.

— Назовите основные мысли этой статьи.

— Какими качествами необходимо обладать для успешного изучения этого предмета?

— Прочитайте, с какими условными обозначениями мы встретимся на страницах учебника.

— Закройте учебник, сегодня мы к нему еще вернемся.

III. Работа по теме урока

На доске:

ВАЗА - 3191      ЖАЖДА - ?

ДЕД - 565      ЗВЕЗДА - ?

— Слова ВАЗА и ДЕД зашифрованы. Используя тот же шифр, зашифруйте слова ЖАЖДА и ЗВЕЗДА. (Цифра соответствует номеру буквы в алфавите.)

— Запишите все числа в одну строчку.

3191     565     81851     936 951

— Что можете сказать про эти числа?

— Какие цифры не были использованы при записи данных чисел? (0, 2, 4, 7.)

— Допишите в эту же строчку самое маленькое и самое большое четырехзначные числа этими же цифрами. (2047, 7420.)

— Прочитайте все записанные числа.

— Запишите их на следующей строчке в порядке возрастания. (565, 2047, 3191, 7420, 81 851, 936 951.)

— Какое из чисел может быть лишним, почему? (7420 — четное.)

С этими числами можно придумать другие задания, в этом нам поможет статья учебника.

IV. Работа по учебнику

— Прочитайте внимательно статью на с. 5—6 и приготовьтесь ответить на вопросы.

— Какое число не является натуральным?

— Как называется группа из трех цифр в записи числа, считая справа налево? (Класс.)

— Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа? (Разряд.)

— Сколько разрядов в каждом классе? (Три.)

— Придумайте задание с нашими числами. (Разбить вторую строчку записанных чисел на классы, дать пояснение, определить количество разрядов в каждом числе.)

565      3191      81851

2047     7420      936951

— Замените каждое число суммой разрядных слагаемых.

565 = 500 + 60 + 5

2047 = 2000 + 40 + 7

3191 = 3000 + 100 + 90 + 1

7420 = 7000 + 400 + 20

81 851 = 80 000 + 1000 + 800 + 50 + 1

936 951 = 900 000 + 30 000 + 6000 + 900 + 50 + 1

V. Выполнение заданий

1. С. 6, № 1 (устно).

— Прочитайте числа. Что обозначает цифра 5 в записи каждого из этих чисел?

— Что обозначает цифра 0 в записи каждого из чисел?

2. С. 6, № 2 (возможна работа с интерактивным пособием).

— Какое задание дано?

— Подумайте, будут ли среди записанных чисел пятизначные.

— Почему?

— Запишите числа.

Проверка

903, 580, 3241,6543, 3950, 7008.

— На какие группы можно разделить эти числа? Почему? (На трехзначные и четырехзначные; на четные и нечетные; кратные и не кратные 5и 10.)

— Запишите в виде суммы разрядных слагаемых числа, в записи которых не используется цифра 0. (3241; 6543.)

С. 9, № 22 (работа в паре).

654 + 367 = 1021

947 - 469 = 478

258 ∙ 8 = 2064

987 : 7 = 141

3018 : 6 = 503

52 ∙ 23 - 77 = 1119

192 : 32 + 8 = 14

28 ∙ (319 - 273) = 1288

VI. Работа над задачей

С. 8, № 19.

— О чем говорится в задаче? (О двух комбайнерах.)

— Что известно?

— Что неизвестно?

— А что про второй сказано?

— Что значит на 46 т меньше? (Это столько же, но без 46.)

— Во сколько действий эта задача?

— Составьте план решения.

— Решите по действиям с пояснениями.

1) 231 - 46 = 185 (т) — намолотил второй комбайнер.

2) 231 + 185 = 416 (т) — намолотили оба комбайнера.

— Прочитайте ответ. (Оба комбайнера намолотили 416 т зерна.)

— Измените условие задачи так, чтобы первым действием было сложение. (Один комбайнер намолотил 231 т зерна, а второй — на 46 т больше. Сколько зерна намолотили оба комбайнера?)

— Решите новую задачу.

1) 231 + 46 = 277 (т) — намолотил первый комбайнер.

2) 231 + 277 = 508 (т) — намолотили оба комбайнера.

— Прочитайте ответ. (Оба комбайнера намолотит 508 т зерна.)

VII. Рефлексия

— Как называются числа, с которыми мы работали? (Натуральные.)

— Что вы запомнили? Расскажите.

— Что вызвало трудность?

Домашнее задание

С. 9, № 23, 28.






Для любых предложений по сайту: [email protected]