Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Микрокалькулятор - ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Планируемые предметные результаты: переводить проценты в десятичные дроби и обратно; находить процент от числа и число по проценту; решать задачи на проценты (три вида) и дроби (в том числе задачи из реальной практики); выполнять измерение и построение углов; строить и читать диаграммы.
Планируемые метапредметные результаты: анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать из текста необходимую информацию, моделировать с помощью схем, рисунков, реальных предметов, строить логическую цепочку, оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль; доказывать и опровергать утверждения с помощью контрпримеров, классифицировать; исследовать задачи, данные которых выражены процентами и дробями; осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их; уметь сравнивать, выделять общее и особенное, делать выводы; выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений; проводить несложные исследования; использовать диаграммы в представлении информации; использовать при необходимости калькулятор для проведения вычислений.
Планируемые личностные результаты: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие логического и критического мышления, умения работать в группе, команде, уважение мнения товарищей; формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.
Урок 140. Микрокалькулятор
Основная дидактическая цель урока: учить использовать микрокалькулятор при выполнении арифметических действий; совершенствовать вычислительные навыки учащихся; продолжить работу над текстовыми задачами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. C. 234, № 1541.
2. На доске (слайде):
2; 4; 16; ?
3; 9; 81; ?
6; 3; 1,5; ?
0,1; 0,5; 2,5; ?
— Прочитайте последовательности.
— Определите закономерность и найдите четвертое число в каждой последовательности. (Примерный ответ. В первой последовательности четвертое число 256. Каждое следующее число является квадратом предыдущего. Во второй последовательности четвертое число 812. Закономерность та же. В третьей последовательности четвертое число 0,75. Каждое следующее число — частное от деления предыдущего на 2. В четвертой последовательности последнее число 12,5. Каждое предыдущее умножается на 5.)
3. Для выполнения самостоятельной работы учитель предложил учащимся выбрать одно уравнение из пяти и одну задачу из 10. Сколько различных вариантов выбора есть у каждого ученика? (5 ∙ 10 = 50.)
4. Сколькими разными способами можно рассадить 11 учащихся в классе на 11 мест? (11!)
— Можно ли вычислить устно значение 11!?
— При помощи чего это можно сделать устно?
III. Определение темы урока
Сегодня мы научимся выполнять простейшие вычисления на микрокалькуляторе.
IV. Работа по учебнику
С. 232—233 (работа по статье учебника).
— Прочитайте статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы.
V. Выполнение заданий
Вернемся к нашей задаче.
— Составьте программу вычислений.
— Составьте программу вычислений 13!
— Выполните программу вычислений.
— Прочитайте ответ на табло. (39 916 800.)
2. С. 234, № 1538 (работа в группе по 4 человека).
— Составьте программу вычисления для пункта а.
— Выполните вычисления по этой программе.
Проверка
— Чем будет отличаться программа вычисления для пункта б?
— Выполните вычисления по этой программе.
Проверка
— Составьте программу вычисления для пункта в.
— Выполните вычисления по этой программе.
Проверка
— Составьте программу вычисления для пункта г.
— Выполните вычисления по этой программе.
Проверка
VI. Повторение изученного материала
1. С. 234, № 1543 (устно).
2. С. 235, № 1550.
Масса одного плода, г
Количество плодов
Общая масса, г
250
12
?
330
10
?
210
8
?
— Найдите среднюю массу одного плода.
— Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
— Как найти среднюю массу плода? (Всю общую массу разделить на общее количество плодов.)
— Можем ли сразу найти массу всех плодов?
— Что для этого надо сделать?
— Как найти массу 12, 10, 8 плодов?
— Что теперь надо узнать? (Количество плодов.)
— Составьте план решения задачи.
— Решите задачу.
1) 250 ∙ 12 = 3000 (г) — масса 12 плодов.
2) 330 ∙ 10 = 3300 (г) — масса 10 плодов.
3) 210 ∙ 8 = 1680 (г) — масса 8 плодов.
4) 3000 + 3300 + 1680 = 7980 (г) — общая масса плодов.
5) 12 + 10 + 8 = 20 (п.) — всего плодов.
6) 7980 : 20 = 399 (г) — средняя масса одного плода.
3. С. 235, № 1551 (работа в паре).
Проверка
Пусть третье число будет х.
Тогда четвертое число будет 1,5x.
Второе число равно 2 ∙ 1,2.
Сумма всех четырех чисел равна х + 1,5x + 2 + 2 ∙ 1,2.
Найдем среднее арифметическое этих чисел (х + 1,5х + 2 + 2 ∙ 1,2) : 4.
А в условии сказано, что среднее арифметическое этих чисел равно 6,7.
Значит, можем составить уравнение:
(x + 1,5х + 2 + 2 ∙ 1,2) : 4 = 6,7
(2,5x + 4,4) : 4 = 6,7
2,5х + 4,4 = 6,7 ∙ 4
2,5x + 4,4 = 26,8
2,5x = 26,8 - 4,4
2,5x = 22,4
х = 22,4 : 2,5
х = 8,96 — третье число.
8,96 ∙ 1,5 = 13,44 — четвертое число.
— Подумайте, как можно выполнить проверку. ((2 + 2 ∙ 1,2 + 8,96 + 13,44) : 4.)
— Вычислите на микрокалькуляторе.
— Какой вывод можно сделать?
VII. Самостоятельная работа
С. 235, № 1548.
— Найдите среднее арифметическое и проверьте правильность своих вычислений на микрокалькуляторе.
Проверка
VIII. Рефлексия
— Оцените свое настроение.
Домашнее задание
С. 235, № 1556 (1-й столбик); с. 236, № 1557, 1558.