Поурочные разработки по Математике 5 класс к УМК Н.Я. Виленкина
Десятичная запись дробных чисел - Урок 2 - ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ - ДРОБНЫЕ ЧИСЛА
Основная дидактическая цель урока: учить читать, записывать десятичные дроби; познакомить с записью именованных чисел в виде десятичной дроби.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устная работа
1. Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Запишите обыкновенные дроби в виде десятичных.
Задание 2. Замените десятичную дробь обыкновенной дробью.
2,8 = 3,06 = 0,15 = 0,007 =
2. Фронтальная работа (учащиеся работают вместе с учителем).
1) Ломаная линия состоит из двух отрезков. Длина одного отрезка 3/10 м, а другого — 4/10 м. Какова длина ломаной? (7/10 м.)
2) В мешке 48 кг картофеля. В первый день израсходовали 5/12 всего количества. Сколько картофеля израсходовали? (20 кг.)
3) В школе 600 учащихся. Из них 279 девочек. Какую часть от общего количества учащихся составляют девочки? (279/600.)
4) Какие цифры можно вставить вместо звездочек, чтобы получились правильные дроби?
3. Коллективная проверка индивидуальной работы у доски.
III. Определение темы урока
На доске:
— Прочитайте числа.
— На какие группы их можно разделить?
— Определите тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Выпишите числа, которые можно заменить десятичной дробью.
2. С. 181, № 1148.
(Перед выполнением этого задания следует вспомнить соотношения различных единиц измерения.)
3. С. 181, № 1149.
— Сколько знаков будет в десятичной дроби после запятой, если знаменатель 10, 100, 1000?
(Для начала следует предложить учащимся полную цепочку рассуждений.)
V. Повторение изученного материала
С. 184, № 1164 (4).
— Чему равно расстояние до норы?
— Сколько прыжков сделал заяц?
— Какой из прыжков самый короткий?
— Что сказано про первые три прыжка?
— Что обозначим за x?
Пусть длина последнего прыжка будет x.
Тогда длина каждого из первых трех будет x + 40.
Общая длина первых трех прыжков будет (x + 40) ∙ 3.
Сумма всех четырех прыжков будет (x + 40) ∙ 3 + x.
А по условию расстояние до норы равно 6 м = 600 см.
Значит, можем составить уравнение:
(x + 40) ∙ 3 + x = 600
3x + 120 + x = 600
4x + 120 = 600
4x = 600 - 120
4х = 480
х = 480 : 4
х = 120 (см) — длина четвертого прыжка.
120 + 40 = 160 (см) — длина второго прыжка.
160 см = 1 м 60 см
Ответ: длина второго прыжка зайца 1 м 60 см.
VI. Самостоятельная работа
1. С. 183, № 1158.
2. С. 183, № 1159.
Проверка
3. С. 183, № 1160.
VII. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
С. 184, № 1166 (б), 1170.