Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Закрепление приема вычислений вида 6 – [ ], 7 – [ ]. Решение задач - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: закреплять умение выполнять вычисления вида 6 – [ ], 7 – [ ]; готовить к знакомству с составными задачами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления вида 6 – [ ], 7 – [ ], используя взаимосвязь сложения и вычитания и знание состава чисел; использовать математическую терминологию при составлении и чтений математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Карусель”
— Поставьте на карусели числа так, чтобы их сумма была равна числу в центре.
(Учитель называет первое слагаемое, учащиеся с помощью карточек показывают второе.)
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся показывают ответы.)
• Мама испекла 5 пирожков с мясом, а с изюмом — на 2 пирожка меньше. Сколько пирожков с изюмом испекла мама? Сколько всего пирожков испекла мама?
• С горки катались 4 девочки, а мальчиков — на 2 больше. Сколько мальчиков каталось на горке? Сколько всего детей каталось на горке?
• У Миши было 6 трансформеров и 4 бакугана. Сколько всего игрушек было у Миши? Миша подарил 2 игрушки брату. Сколько игрушек осталось у Миши?
III. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на столбики примеров.
— Кто догадался, каких примеров не хватает в каждом столбике? Заполните пропуски. Объясните.
(Учащиеся составляют примеры на основе взаимосвязи сложения и вычитания и называют ответы.)
— Какое правило мы будем закреплять сегодня на уроке? (Если из суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.)
— Что нужно знать твердо, чтобы не сделать ошибки в таких примерах? (Состав чисел.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 31).
— Какой пример составлен по рисунку?
— Как получили второй и третий примеры?
— Устно составьте примеры и вычислите ответы во втором и третьем столбиках.
№ 2 (с. 31).
— Как из 6 вычесть 4? (6 — это 4 да 2, значит, если из 6 вычтем 4, то останется 2.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
— Посмотрите на примеры, которые записаны на полях. Решите их устно.
— Какой пример следующий? (9 + 1 = 10.)
— Почему? (Первое слагаемое в каждом примере увеличивается на 2, второе слагаемое не меняется, сумма увеличивается на 2.)
№ 3, 4 (с. 31).
— Прочитайте обе задачи. Что вы заметили?
— Что надо сначала узнать в первой задаче? Что значит “на 2 меньше”? Что узнаем потом?
(Аналогично разбирается вторая задача.)
— Самостоятельно запишите решения в тетрадь: вариант 1 — № 3, вариант 2 - № 4.
V. Физкультминутка
Мы становимся псе выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
На четыре - руки вниз.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 5 (с. 31).
— Как узнать, на сколько больше?
— Измерьте второй отрезок.
— Назовите решение. (6 — 5 = 1 (см).)
— Как вы посчитали? (6 — это 5 и 1. Из 6вычитаем 5, остается 1.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 18).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 31). Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
— Правильно ли ответил ваш сосед? Оцените его:
• молодец, все решил правильно;
• хорошо, но еще немного ошибаешься;
• тебе нужна помощь учителя.
*№ 3 (с. 55).
(Самостоятельное выполнение.)
— Кто справился с дополнительным заданием? Как вы заполнили пропуски? (Ближе всех к дереву находится лиса. Заяц находится от дерева дальше, чем лиса, но ближе, чем волк.)
— Оцените, как вы разобрались в материале урока.
— Кому было трудно считать? Что надо выучить, чтобы считать быстрее?
— Кто доволен своей работой?
— Кому нужна помощь учителя?
— Какое задание вам было интересно выполнять?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие вычислительные приемы мы закрепляли сегодня на уроке?
— Какими способами можно выполнить вычитание из чисел 6, 7?
— Задачи какого вида мы сегодня решали?