Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Столько же. Больше. Меньше - ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений учить выявлять, в какой группе предметов больше, меньше, столько же.
Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать две группы предметов, объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел по порядку их следования при счете; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше); оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Вспомните, какие слова были главными на прошлом уроке. (Раньше, позже, сначала, потом.)
— Какой день недели сегодня?
— Какой день недели идет сначала: среда или четверг?
— Что наступает раньше: суббота или воскресенье?
— Какой день недели наступает после вторника?
— Назовите все дни недели по порядку.
— Расскажите, как у вас сегодня прошло утро, используя эти слова. (Ответы детей.)
III. Самоопределение к деятельности
— На доске две группы фигур: квадраты и круги. Как, не считая, сказать, каких фигур больше?
(Учащиеся предлагают различные варианты. Останавливаются на том, что нужно расставить фигуры парами. Фигуры расставляются одна под другой.)
— Каких фигур больше? (Кругов.)
— Как вы узнали? (Кругу не хватило пары.)
— Каких фигур меньше? (Квадратов.)
— Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну? (Убрать круг или добавить квадрат.)
(Один ученик выходит к доске и выполняет указанные действия.)
— Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Учиться определять, каких предметов больше, каких меньше.)
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
— Приготовьте геометрические фигуры.
— Положите несколько синих кругов.
— Ниже положите столько же красных кругов. Как вы это сделали? (Под каждым синим кругом положили красный, объединив их в пары.)
— Что можно сказать о количестве красных кругов? (Их столько же, сколько синих кругов.)
— Что можно сказать о количестве синих кругов? (Их столько же, сколько красных кругов.)
— Как сделать так, чтобы синих кругов стало меньше? (Добавить красный круг.)
— У кого есть другой способ решения? (Убрать синий круг.)
— Скажите, когда мы говорим, что предметов поровну, столько же? (Когда их можно поставить в пары и лишних предметов не останется.)
— Что можно сказать о предметах, которым не хватило пары? (Их больше.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте на с. 10, чему мы должны сегодня научиться.
— На какие вопросы мы уже научились отвечать?
— Рассмотрите рисунок. К какой сказке художник нарисовал иллюстрацию? (“Три поросенка”.)
— Пользуясь иллюстрацией, продолжите рассуждения, приведенные в учебнике. (Домиков столько же, сколько поросят. Поросят столько же, сколько домиков.)
— Почему вы так решили? (У каждого поросенка есть домик, лишних домиков нет, поросят, оставшихся без домика, тоже нет.)
— Когда говорят, что предметов столько же? (Когда их можно поставить в пары.)
— Когда говорят, что предметов меньше? (Когда их не хватает, чтобы образовать пару.)
— Когда мы говорим, что предметов больше? (Когда им не хватает пары.)
V. Физкультминутка
Мы веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово “три”,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите нас. 10 рисунок на полях. Прочитайте задание к нему. Какой вывод можно сделать? (Матрешек в желтых и красных сарафанах поровну, потому что они стоят парами.)
— Как составлены пары? (Слева все матрешки в желтых сарафанах, а справа — в красных. Слева матрешки сверху вниз становятся меньше, а справа — больше.)
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 11. Какая это сказка? (“Доктор Айболит”.)
— Кто автор сказки? (К. Чуковский.)
— О чем можно сказать “столько же”? (Блюдец и шоколадок, тигрят и блюдец, тигрят и шоколадок, тигрят и кроватей, тигрят и одеял и т. д.)
— О чем можно сказать “больше”? (Тигрят больше, чем докторов, тигрят больше, чем стаканов, шоколадок больше, чем стаканов, градусников больше, чем тигрят и т. д.)
— О чем можно сказать “меньше”? (Докторов меньше, чем тигрят, тигрят меньше, чем градусников, стаканов меньше, чем тигрят, и т. д.)
— Прочитайте задание повышенной сложности. Выполните его в парах. (Бусинки можно нанизывать на верхнюю часть нитки: маленькая красная, зеленая, большая красная. Можно нанизывать на нижнюю часть нитки: зеленая, маленькая красная, большая красная.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 6. Рассмотрите рисунок с листочками.
— В каком ряду листьев меньше? (В нижнем.)
— Как дорисовать листья, чтобы их в обоих рядах стало поровну? (Под каждым зеленым листком нарисовать желтый лист.)
— Сколько листьев дорисовали? (3.)
— Обведите грибы.
— Какую закономерность вы заметили? (Большой гриб, маленький гриб.)
— Закрасьте шляпки грибов так, чтобы еще и их цвет менялся.
— Рассмотрите следующую картинку. Для чего нужен светофор? (Ответы детей.)
— Назовите сигналы светофора. О чем говорит каждый сигнал?
— Что может случиться, если не выполнять команды светофора?
— Закрасьте светофор по заданию.
— Выполните задание на клеточках. Обведите линии.
— Посмотрите на свою работу. Оцените себя. Поставьте на полях знак !, если работа выполнена аккуратно и правильно, знак +, если работа выполнена хорошо, но есть помарки или ошибки, знак —, если работа получилась неаккуратной, много ошибок.
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 11). Учащиеся устно отвечают на вопросы и объясняют свой выбор. Можно использовать КИМы (математический диктант, с. 28—29).)
— Как вы справились с работой?
— Встаньте те, кто хорошо разобрался в новом материале.
— Встаньте те, кому нужна помощь учителя.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему научились сегодня на уроке? (Сравнивать количество предметов.)
— Как мы сравнивали группы предметов? (Ставили их в пары.)
— Что можете сказать о количестве кругов, если одному кругу не хватило пары? (Их больше.)
— Что можете сказать о количестве кругов, если их не хватило для того, чтобы составить пару? (Их меньше.)