Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Составление задач по рисунку - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами на сложение и вычитание; учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять анализ задачи; составлять задачи на сложение и вычитание; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Сколько на рисунке треугольников? (8.)
2. Индивидуальная работа
(Три ученика у доски заполняют пропуски. Проверка.)
3. Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 1 до 10 через один, начиная с единицы, с двойки (без хлопков);
• от 1 до 10 через два с хлопками.
Игра “Веселый мяч”
(Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает гот, кто поймал мяч.)
• Какое число при счете идет перед числом 4, 7, 9, 10?
• Какое число при счете идет после числа 3, 1, 6, 2?
• Назови соседей чисел 1, 9, 5.
4. Фронтальная работа
— Какие выражения подходят к рисунку? Объясните, что они означают.
4 - 2
3 + 2
5 - 3
5 - 2
5 - 4
2 + 3
5. Геометрический материал
(На доске начерчена фигура.)
— Расскажите о фигуре все, что знаете. (Замкнутая ломаная линия, многоугольник, 8 углов, 8 сторон, восьмиугольник.)
6. Работа над задачами
— Что такое задача? (Математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, ее нужно решить.)
— В каких ситуациях вашим родителям приходится решать задачи? (Ответы детей.)
— Назовите составные части задачи. (Условие, вопрос, решение, ответ.)
(Учащиеся получают листы с таблицей, в левом столбике которой записаны названия составных частей задач, и семь карточек, на каждой из которых записана какая-то часть задачи. Им необходимо выбрать нужные карточки и правильно расставить их в таблице.)
Задача 1
У Оли 2 карандаша и 3 ручки.
2 + 3 = 5.
5 - 2 = 3.
Сколько всего ручек и карандашей у Оли?
Сколько у Оли карандашей?
5 карандашей и ручек.
5 карандашей.
Задача 2
У Пятачка было 5 шариков, 1 шарик лопнул.
Сколько шариков лопнуло?
Сколько шариков осталось?
5 + 1 = 6.
5 – 1 = 4.
Осталось 4 шарика.
Лопнуло 6 шариков.
III. Самоопределение к деятельности
(На доске или на карточках рисунки.)
— Составьте по каждому рисунку четыре равенства. (2 + 1 = 3 — к 2 круглым шарам прибавили 1 продолговатый, получилось 3 шара. 1 + 2 = 3 — к 1 продолговатому шару прибавили 2 круглых, получилось 3 шара. 3 — 2 = 1 — всего 3 шара, из них 2 круглых, продолговатый шар 1. 3 — 1 = 2 — всего 3 шара, из них 1 продолговатый, круглых шаров 2.)
(По аналогии учащиеся составляют равенства по второму рисунку.)
— Как думаете, сколько задач можно составить по каждому рисунку?
На этот вопрос вы ответите в конце урока.
— Откройте учебник на с. 90. Прочитайте, что мы будем делать на уроке.
— Как вы понимаете слова “составлять задачи”? (Называть условие и вопрос задачи.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 90).
— Что изображено на рисунке? (4 цыпленка у кормушки клюют зерна, и 2 бегут к ним.)
— Составьте задачу, в решении которой будет знак +. (У кормушки было 4 цыпленка. К ним прибежали еще 2 цыпленка. Сколько цыплят у кормушки?)
— Назовите решение задачи. (4 + 2 = 6 (ц.).)
— Ответьте на вопрос задачи. (У кормушки 6цыплят.)
— Составьте задачу, в решении которой будет знак —. (Во дворе 6 цыплят. У кормушки 4 цыпленка. Сколько цыплят еще бежит к кормушке?)
— Назовите решение задачи. (6 — 4 = 2 (ц.).)
— Ответьте на вопрос задачи. (К кормушке бегут 2 цыпленка.)
— Посмотрите на второй рисунок. О ком будем составлять задачи? (Об утятах.)
— Составьте задачу, в решении которой будет знак +. Воспользуйтесь таблицей с названиями структурных частей задачи.
(По второму рисунку учащиеся составляют две задачи по цепочке. Первый ученик говорит условие, второй — вопрос и т. д. По оставшимся двум рисункам учащиеся составляют задачи, работая в группах по четыре человека. Каждая группа получает четыре карточки: условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи. Каждый ученик берет себе одну карточку и говорит ту часть задачи, которая ему досталась.)
— Оцените работу друг друга.
V. Физкультминутка
Тик да тик — часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы —
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Все они идут, идут...
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 90).
— Прочитайте задание. Выполните указанные действия. Объясните. (3 да 2 — получится 5. Из 5 вычесть 2 (дети могут закрыть 2 точки) — получится 3.)
(По аналогии разбираются остальные примеры.)
№ 3, 4 (с. 90-91).
(Фронтальная работа.)
№ 5 (с. 91).
(Самостоятельное выполнение.)
№ 6 (с. 91).
— Прочитайте задание.
— Что нужно сделать? (Взять 1 морковку у первого зайца и дать второму, у которого 3морковки. Тогда у всех будет по 4 морковки.)
— На какие группы можно разделить фигуры на полях? (По цвету — синие и красные, по количеству углов — треугольники и пятиугольники.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 34. Прочитайте первое задание.
— Составьте задачу по первой схеме.
— Запишите решение задачи. (5 — 1 = 4.)
— Составьте задачу по второй схеме.
— Запишите решение задачи. (4 + 1 = 5.)
(Самостоятельное выполнение второго задания. Коллективная проверка.)
— Решите примеры.
(Учащиеся решают примеры по цепочке и объясняют.)
(Самостоятельное выполнение следующего задания. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Самооценка с помощью “Светофора”.)
— Самостоятельно вставьте цифры в окошки.
(Проверка. Учащиеся хором называют состав чисел.)
— Прочитайте следующее задание.
— Как получить четырехугольник? (Соединить все точки.)
— Как получить ломаную линию из 3 звеньев? (Начертить только 3 отрезка.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 91). Самостоятельное выполнение. Проверка. Решения и ответы записаны на доске. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 10, с. 20—22).)
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему мы сегодня учились на уроке? (Составлять и записывать задачи.)
— Сколько задач можно составить по одному рисунку? (Три: одну на сложение и две на вычитание.)
— Кто уже может сказать: “Я понял, как решать задачи”?