Сантиметр - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Сантиметр - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с единицей измерения длины — сантиметром.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать для измерения отрезков линейку и новую единицу измерения — сантиметр; применять навыки счета и знание состава чисел; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы; работать в паре и оценивать товарища; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; оценивать себя, границы своего знания и незнания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Решите задачи.

(Задачи решаются при помощи таблиц.)

• Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?


Л

П

Ц

Зина

-

+

-

Лиза

-

-

+

Лариса

+

-

-

(Лиза вышивала цветочки, Зина — птичек, Лариса — листочки.)

• Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то — груши, кто-то — сливы, кто-то — вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?


Я

Г

С

В

Слава

-

+

-

-

Дима

-

-

-

+

Петя

-

-

+

-

Женя

+

-

-

-

(Дима сажал вишни, Петя — сливы, Слава — груши, Женя — яблони.)

2. Устный счет

Игра “Молчанка”

(Учитель указкой показывает на перевернутую карточку, дети показывают ответ.)

(Учитель показывает лепесток с числом, дети прибавляют к нему 1 и поднимают карточку с ответом. По аналогии — вычитание.)

— Как прибавить к числу 1? (Назвать следующее число.)

— Как вычесть из числа 1? (Назвать предыдущее число.)

— Сосчитайте.

(Учащиеся самостоятельно считают и говорят конечный ответ — 1.)

III. Самоопределение к деятельности

(У учащихся на партах лежат полоски: одна длинная и две короткие.)

— Перед вами полоски. Сравните их длины. Как вы будете это делать? (Накладывать друг на друга.)

— Покажите самую длинную полоску.

— Покажите самую короткую полоску.

(Учащиеся показывают две короткие полоски.)

— Почему вы показали две полоски? (Они одинаковой длины.)

— Каким способом вы сравнивали полоски? (Наложением.)

(Учащиеся получают карточку с отрезками.)

— Какой отрезок длиннее: под цифрой 1 или под цифрой 2? Какой отрезок короче? (Отрезок под цифрой 1 длиннее, нем отрезок под цифрой 2. Отрезок под цифрой 2 короче, чем отрезок под цифрой 1.)

— Как вы узнали 1 (Это видно на глаз.)

— Какой отрезок длиннее: под цифрой 2 или под цифрой 3? (Ответы детей.)

— Ни один из знакомых способов сравнения длин отрезков не подходит. Что можете предложить вы?

(Учащиеся предлагают варианты и приходят к выводу, что отрезки нужно измерить меркой.)

Сегодня на уроке мы будем учиться измерять отрезки с помощью новой мерки.

— Где пригодится умение измерять длину? (Ответы детей.)

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(Учащиеся получают две мерки: синюю и красную. Синяя мерка короче красной. Один ученик выполняет работу у доски.)

— Возьмите красную мерку и измерьте отрезки. Какой отрезок длиннее? (Под цифрой 3.)

— А теперь попробуйте измерить отрезок под цифрой 2 синей меркой, а отрезок под цифрой 3 — красной меркой. Что у вас получилось? (В обоих отрезках укладываются 2мерки. Значит, отрезки равны.)

— Правильно ли мы сравнивали отрезки во второй раз? (Нет, мы взяли разные мерки, а нужно было оба отрезка измерять с помощью одной и той же мерки.)

— Вспомните удава из сказки Г. Остера. В каких мерках он был длиннее? (В попугаях.)

Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков, называется единичным отрезком, или единицей измерения. Давайте измерим длину нашего класса. За единичную мерку примем шаг.

(Выходят два ученика (разного роста и с разной длиной шага), измеряют класс и получают разные ответы.)

— Почему длина класса у ребят получилась разная? (Шаг разной длины.)

Для того чтобы не было такой путаницы, люди выбрали общую мерку — сантиметр.

(Учитель записывает слово “сантиметр” на доске, учащиеся хором его проговаривают.)

Длинное слова, правда. Если его писать каждый раз, потребуется много времени. Появилась сокращенная запись слова — см. Пишем “см”, а читаем “сантиметр”.

— Перед вами мерка розового цвета, она равна 1 см. Измерьте длину ручки с сантиметрах. Как вы будете это делать? (Накладывать на ручку мерку и считать, сколько раз она уложится в ручке.)

— Сколько сантиметров составляет длина ручки? (Ответы детей.)

— Легко ли было измерять? (Неудобно, мерка маленькая, нужно запомнить, где закончилась мерка, чтобы отложить следующую, и т.д.)

Люди изобрели замечательный инструмент — линейку. В линейке единичные отрезки уже стоят друг за другом.

— Возьмите линейку в руки и посмотрите, как она устроена.

2. Работа по учебнику

— Откройте учебник на с. 66. Прочитайте, чему мы должны сегодня научиться. (Измерять и строить отрезки.)

— На рисунке показан единичный отрезок, равный 1 см. Сколько клеток он занимает? (2)

— Определите длину отрезков. (Розовый — 4 см, зеленый — 3 см, синий — 2 см, оранжевый — 3 см.)

— Задайте вопросы по этим отрезкам. (Какой отрезок самый длинный? Какой отрезок самый короткий? Длины каких отрезков одинаковые? И т. д.)

— Посмотрите на отрезки, приведенные ниже. Как определить их длину? (Нужно посчитать, сколько мерок длиной 1 см содержится в отрезках. )

— Чему равна длина розового отрезка? (10 см.)

— Чему равна длина зеленого отрезка? (5 см.)

V. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы,

(Покачивания вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается —

Да, да, да,

(Хлопки в ладоши.)

Тот не обижается Ни-ког-да!

(Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Как правильно измерять отрезки?

— Посмотрите, как линейка приложена к отрезку. (Линейка лежит под отрезком, начало отрезка на делении с цифрой 0.)

— Посчитайте, сколько мерок в отрезке. (8. Значит, длина отрезка 8 см.)

— Как определить длину отрезка, не считая мерки? (Конец отрезка на цифре 8.)

— Кто сможет рассказать, как измерить длину отрезка? (Начало отрезка совместить с точкой 0. Посмотреть, с каким числом совпал конец отрезка, — это и будет длина отрезка в сантиметрах.)

— Какова длина карандаша? (9 см.)

(Выполнение задания на полях. Работа в парах. Один ученик измеряет отвертку и объясняет, как он это делал, другой — шуруп.)

— Посмотрите на следующее задание. Прочитайте, что нам известно. (У Коли 4 легковые и одна пожарная машина.)

— О чем нас спрашивают? (Сколько всего машин у Коли?)

— Ответьте на вопрос. (У Коли 5 машин.)

— Как вы узнали, что машин 5? (4 + 1 = 5.)

— Прочитайте задачу на с. 67. Что нам известно? (У Оли было 5 монет. Она истратила 3 руб.)

— Посмотрите на монеты на полях. Посчитайте, сколько рублей было у Оли. (6 руб.)

— Прочитайте первый вопрос задачи. (Сколько рублей у нее осталось?)

— Как узнать, сколько рублей осталось? (6 — 3 = 3 (руб.).)

— Назовите ответ задачи. (У Оли осталось 3руб.)

— Можем ли мы ответить на второй вопрос? Какими монетами можно набрать 3 руб.? (2 руб и 1 руб., 1 руб., 1 руб. и 1 руб.)

— Сколько монет могло остаться? (5 — 2 = 3 (м.) или 5 — 3 = 2(м.).)

— Рассмотрите рисунок выше. Самостоятельно дополните записи под рисунком.

(Проверка. Записи приведены на доске: 3 + 2 = 5, 5 — 1 = 4, 5 — 3 = 2.)

— Что означают эти записи? (3 + 2 — плавают 3 утки, на берегу 2 утки. Всего 5 уток. 5 — 1 — всего 5 лебедей: 1 черный, 4 белых. 5—3 — всего 5уток, из них 3плавают, а 2находятся на берегу.)

2. Работа в тетради с печатной основой

(Самостоятельное выполнение заданий на с. 25. Фронтальная проверка.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 67). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 9).)

— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким инструментом мы сегодня познакомились? (С линейкой. )

— Для чего он нужен? (Для измерения длины.)

— Какие правила измерения вы знаете?






Для любых предложений по сайту: [email protected]