Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Многоугольник - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятием “многоугольник” и названиями многоугольников.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.); строить многоугольники из соответствующего количества палочек; соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Сложите такую же фигуру.
— Уберите пять палочек так, чтобы квадратов стало 6.
Ответ:
2. Задание по рядам
(Учащиеся по очереди выходят к доске. Первый ученик ставит знак в первой записи, второй — во второй записи, третий — в третьей и т. д. Шестой ученик подчеркивает одной чертой равенства, седьмой двумя чертами — неравенства.)
Задание для первого ряда
Задание для второго ряда
Задание для третьего ряда
(Проверка.)
3. Устный счет
— Сосчитайте:
• от 1 до 10 и обратно;
• от 4 до 7, от 3 до 7;
• от 7 до 2, от 9 до 6.
— Назовите:
• число, которое стоит перед числом 4, 6, 2;
• число, которое стоит после числа 5, 8, 2;
• соседей чисел 6, 8, 3.
— Решите задачи в стихах. Покажите ответы.
На блюдце у Андрюши
Четыре желтых груши.
Есть мальчик захотел,
Одну он грушу съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши. (3.)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег скатились? (2.)
В огороде пугало рукавами машет.
В огороде пугало разгоняет пташек.
Три спаслись на загородке,
В небеса взвилась одна,
А последняя не трусит —
Очень храбрая она.
— Сколько всего было пташек? (5.)
На дереве три яблока,
Одно сорвать ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать,
Сколько же останется. (2.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске рисунки.)
— Что изображено на рисунках? (Ломаные линии.)
— На какие две группы можно поделить эти ломаные? (Замкнутые и незамкнутые.)
— Какие фигуры образуют замкнутые ломаные? (Многоугольники.)
— Какой многоугольник имеет 3 стороны и 3 вершины? (Треугольник.)
— Сколько сторон и вершин имеет четырехугольник? (4.)
— Постройте его из палочек. Как называют такой четырехугольник? (Прямоугольник, квадрат.)
— Чем квадрат отличается от других прямоугольников? (У него все стороны равны.)
— Постройте из палочек многоугольник, у которого вершин на одну больше, чем у четырехугольника.
Послушайте сказку про треугольник и квадрат.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший — квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я — квадрат!”
И сказал еще нежней:
“Неизвестно, кто важней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он: нет квадрата,
Онемел, стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
(Учитель отрезает у квадрата углы и показывает.)
— Сколько сторон у фигуры?
— Сколько углов, вершин?
— Как называют такую фигуру? (Восьмиугольник, многоугольник.)
— Сформулируйте тему урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Откройте учебник на с. 50.
— Кто уже может сказать, что такое многоугольник? (Замкнутая ломаная линия.)
— Сравните фигуры вверху. Чем отличаются фигуры слева от фигур справа? (Фигуры слева катятся, а фигуры справа не катятся.)
— Как называют фигуры, изображенные справа? (Многоугольники.)
— Из каких двух слов состоит слово “многоугольник”? (Много углов.)
— Покажите на рисунке углы.
— Какие многоугольники называются треугольниками? Что общего у всех треугольников? (У них 3 вершины и 3угла.)
— Чем похожи между собой четырехугольники? (У них 4 стороны и 4угла.)
— Как вы думаете, сколько сторон и вершин у пятиугольника? (5.)
— А у шестиугольника? (6.)
— У десятиугольника? (10.)
(Выполнение задания на полях. Работа в парах.)
V. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет опытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро я в седло вскачу,
Не поеду — полечу!
И за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите нижний рисунок на с. 50. Прочитайте, что делали Юля и Саша. (Измеряли шагами дорожку.)
— Почему у ребят получились разные ответы? (Шаги разной длины.)
— Давайте проверим, можно ли при измерении одного расстояния получить разные ответы. Измерим, скольким шагам равна ширина нашего класса.
(Выходят два ученика (один ученик должен быть меньше ростом, чем другой) и измеряют шагами ширину класса. Ответы сравниваются.)
— Почему и у нас получились разные ответы? (Шаги разной длины,)
— Рассмотрите рисунки на с. 51. Определите, какие записи подходят к первому рисунку. Что они означают? (4 — 1 — было 4 жука, 1 улетел. 3 + 1 — на дереве 3 жука, 1 жук летает.)
— Определите, какие записи подходят ко второму рисунку. Что они означают? (5 — 2 —было 5 бабочек, 2 улетели. 5 — 1 — всего 5 бабочек, 1 из них красная. 3 + 2 — на цветке 3 бабочки, 2 бабочки летают.)
— Посмотрите на схемы и записи, приведенные ниже. Прочитайте первую запись. Как она называется? Почему? (Неравенство, так как стоит знак “больше”.)
— Какой знак поставите в записи ко второй схеме и почему? (Знак “равно”. Для каждой фигуры из первого ряда есть пара — фигура из второго ряда.)
— Как называется эта запись? (Равенство.)
— Какой знак нужно поставить в третьей записи? (Больше.)
— Почему? (Синих кругов было больше, чем желтых, и убрали еще 1 синий круг. 5 > 4 — 1.)
— Закончите выражения, записанные ниже. Объясните, что они означают. (4 — 3 = 1 — зеленый треугольник, 4 — 1 = 3 — красных треугольника, 5 — 2 = 3 — синих четырехугольника, 5 — 3 = 2 — зеленых четырехугольника, 4 — 2 = 2— синих (или красных) круга, 2 + 2 = 4 — всего кругов.)
— Рассмотрите рисунок с ежиками. У какого ежика самый короткий путь? (У ежика с 2яблоками.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 20. Рассмотрите рисунки. Запишите цифрой, сколько предметов нарисовано.
— Прочитайте следующее задание. Нарисуйте фигуры.
— Закрасьте столько кругов, сколько нарисовали четырехугольников.
— Закрасьте столько четырехугольников, сколько нарисовали треугольников.
— Прочитайте следующее задание.
— Какую фигуру называют пятиугольником? (У которой 5 углов и 5 сторон.)
— Каким цветом нужно раскрасить пятиугольники? (Синим.)
— Раскрасьте пятиугольники.
— Сколько пятиугольников вы раскрасили? (2.)
— Какую фигуру называют треугольником? (У которой 3 угла и 3 стороны.)
— Каким цветом нужно раскрасить треугольники? (Красным.)
— Раскрасьте треугольники.
— Сколько треугольников вы раскрасили? (2.)
— Что нужно сделать в следующем задании? (Соединить запись и рисунок.)
— Соедините рисунок с записью. Вычислите.
— Что нужно сделать в следующем задании? (Поставить знаки >, < или =.)
— Поставьте знаки самостоятельно. Прочитайте неравенства.
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 51). Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 6, с. 12—14).)
— Кто хорошо разобрался в новой теме? Оцените себя с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие многоугольники мы встречаем чаще и где?
Домашнее задание (по желанию)
Составить рисунок из многоугольников.