Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Числа от 1 до 5. Состав числа 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ
Цель: в ходе практической работы определить состав числа 5.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять место числа в натуральном ряду; определять состав числа 5; соотносить цифру и число; образовывать следующее число прибавлением числа 1 к предыдущему числу или вычитанием числа 1 из следующего за ним числа; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Составьте квадрат из четырех палочек.
Ответ:
— Составьте 2 одинаковых квадрата из семи палочек.
Ответ:
— Составьте 4 одинаковых квадрата из 12 палочек.
Ответ:
— Уберите две палочки так, чтобы квадратов стало 2.
Ответ:
2. Устный счет
— Покажите с помощью карточек с цифрами:
• соседей чисел 5, 9, 7, 2;
• какое число пропущено: 1, ..., 3; 4, ..., 6; ..., 9, 10.
Игра “Молчанка”
(Учитель молча показывает пропуск, учащиеся — карточку с цифрой или знаком.)
Игра “Засели домик*
(Учитель показывает окошко, учащиеся поднимают соответствующую карточку.)
(Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 32—33). Один ученик работает на откидной доске. Самооценка с помощью “Светофора”.)
III. Самоопределение к деятельности
— Положите 5 кругов.
— Отодвиньте 1 круг вправо. Сколько кругов слева и сколько справа? (Слева 4, справа 1.)
— Отодвиньте еще 1 круг вправо. Сколько кругов осталось слева, сколько стало справа? (Слева 3, справа 2.)
— Еще один круг передвиньте вправо. Сколько теперь кругов слева и справа? (Слева 2, справа 3.)
— Если мы передвинем еще 1 круг, сколько кругов будет слева и справа? (Слева 4, справа 1.)
(По мере выполнения работы учитель делает запись на доске.)
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О том, как можно получить число 5.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 36. Объясните, как можно разными способами рассадить 5 девочек на две скамейки. (4 и 1, 3 и 2, 2 и 3, 1 и 4.)
— Рассмотрите рисунок с шариками. Сколько красных шариков на верхней проволоке? (4.)
— Сколько синих шариков? (1.)
— Сколько всего шариков? (5.)
— Как получили 5? (5 — это 4 и 1.)
— Как это записать? (4 + 1 = 5.)
— Всего на проволоке 5 шариков. Из них 1 синий. Как узнать, сколько красных шариков? (От 5 шариков убрать 1, останется 4 шарика.)
— Как это записать? (5 — 1 = 4.)
(Аналогично заполняются пропуски в остальных записях.)
V. Физкультминутка
А часы идут, идут —
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны влево и вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка.
(Глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
(Вращение туловищем вправо.)
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят.
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Остановиться.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 37. Прочитайте задание к нему. Сравните числа.
(Устное выполнение.)
— Авторы учебника предлагают вам сыграть в домино картинками. Поиграйте с соседом по парте.
— Какую карточку нужно приложить к бабочке? (5—4, так как бабочка одна, а 5 — 4 = 1.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 14. Сколько всего фигур в корабликах? (5.)
— Что обозначают красный и синий цвет над клеточками? (В клеточку, помеченную синим цветом, нужно вписать, сколько всего синих фигур в кораблике, а в клетку, помеченную красным цветом, — сколько всего красных фигур в кораблике.)
— Что обозначают квадрат и треугольник над клеточками? (В клеточку, помеченную квадратом, нужно вписать, сколько всего квадратов в кораблике, а в клеточку, помеченную треугольником, — сколько всего треугольников в кораблике.)
— Вставьте в клеточки нужные цифры.
— Посмотрите на следующее задание. Соедините рисунок, схему и запись. (Первый рисунок — 4 + 1 = 5, нижняя схема; второй рисунок — 5 — 5 = 4, средняя схема.)
— Посмотрите на лесенки на клеточках. Сколько клеток в следующей ступеньке первой лесенки? (3.)
— Как вы определили? (Стоит цифра 3.)
— Дорисуйте лесенки.
VII. Рефлексия
(Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа № 4, с. 9—10).)
— Оцените, как вы поняли тему, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите состав числа 4.
— Назовите состав числа 5.
Дополнительный материал
У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать —
На руке их ровно пять.
Посчитаем, поиграем, порисуем
— Какие пять братьев всегда вместе? (Пять пальцев.)
— Вспомните их имена.
— Приложите свои пальчики к листу бумаги и обведите их. Дайте пальцам смешные имена и попросите маму записать на каждом пальчике имя, которое вы для него придумали.
— Назовите пять вещей, которые вы умеете делать.