Знаки +, -, = - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Знаки +, -, = - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. НУМЕРАЦИЯ

Цель: познакомить с названиями и значением знаков +, -, =.

Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; обозначать действия знаками; работать с учебными моделями; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Логическая разминка

— Кто из вас знает, что такое ребусы?

Ребусы — это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Чтобы разгадать ребус, иногда достаточно просто прочитать слитно слова и части слов, которые изображены. Запятая вверху означает, что нужно убрать букву.

— Разгадайте ребусы, которые я для вас приготовила.

(Подвал, стриж, трио, трибуна.)

2. Устный счет

— Сосчитайте:

• от 1 до 10 и обратно по цепочке;

• от 3 до 5, от 4 до 8;

• от 7 до 2, от 9 до 5;

• от 1 до 10 и обратно через один.

3. Практическая работа

— Положите 2 треугольника.

— Сколько кругов нужно положить, чтобы их было на 1 меньше, чем треугольников? (1.)

— Положите квадратов на 1 больше, чем треугольников. Сколько квадратов положили? (3.)

III. Самоопределение к деятельности

— Положите красный круг. Рядом положите красный квадрат. Сколько красных фигур лежит на столе? (2.)

— К кругу подложили квадрат. Какими словами можно заменить слово “подложили”? (Прибавили, добавили.)

Чтобы записать выражение “к одному кругу прибавили один квадрат”, можно использовать цифры 1 и 1 и знак, который заменяет слова “прибавить”, “добавить”. Этот знак называется “плюс”.

(Учитель показывает обозначение знака “плюс” на доске и делает запись: 1 + 1.)

Плюс — знак добрый. Он всем дает, прибавляет, и становится больше.

— А теперь от 2 красных фигур уберите 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (1.)

Слово “убрали” тоже можно заменить знаком. Он называется “минус”.

(Учитель показывает обозначение знака “минус” на доске и делает запись: 2 — 1.)

Минус — злой знак. Он у всех отбирает, отнимает, и становится меньше.

Чтобы записать слово “получится”, используют знак “равно”.

(Учитель показывает обозначение знака “равно” на доске и делает записи: 1 + 1 = 2, 2 — 1 = 1.)

— Как думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Пользоваться знаками +, —, = )

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 29, что мы будем делать на уроке. Верны ли были ваши предположения? (Будем учиться выполнять записи при помощи знаков.)

— Рассмотрите рисунки с ежиками. Прочитайте вопросы к этим рисункам и ответы на них.

— Прочитайте запись. Какое слово заменили знаком “плюс”? (Подбежал.)

— Прочитайте запись на полях. Составьте по ней рассказ.

— Рассмотрите рисунки с зайцами. Прочитайте вопросы к этим рисункам и ответы на них.

— Прочитайте запись. Какое слово заменили знаком “минус”? (Убежали.)

— Прочитайте запись на полях. Составьте по ней рассказ.

2. Работа в тетради с печатной основой

— Откройте тетрадь на с. 10. Посмотрите на клеточки. Какой знак написан? (Плюс.)

— В середине клеточки ставим горизонтальную черточку. Какой знак получился? (Минус.)

— Как из знака “минус” получить знак “плюс”? (Поставить в середине горизонтальной черточки вертикальную.)

— Обведите знаки “плюс” и продолжите писать до конца строки.

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите на с. 29 рисунки с белочками. Прочитайте вопросы. С помощью этих вопросов составьте рассказ по картинкам.

— Посмотрите на схему на полях. Что обозначают синие круги? (Сколько белочек было.)

— Что обозначают красные круги? (Сколько белочек прибежало.)

— Сколько белочек стало? (3.)

— Дополните числовую запись и прочитайте ее. (2 + 1 = 3. Два плюс один равно трем.)

— Рассмотрите следующие рисунки. Ветка какого дерева изображена? (Клена.)

— Рассмотрите схему к этим рисункам. Что обозначают синие круги? (Сколько листьев было.)

— Как обозначили лист, который упал? (Зачеркнули 1 круг.)

— Как будет выглядеть запись к рисункам? (3 — 1 = 2.)

— Прочитайте эту запись. (Три минус один равно двум.)

2. Составление числовых записей

— Составьте числовую запись к каждому стихотворению.

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два — под березой,

Один — у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине? (2 + 1 = 3.)

Три яблока из сада

Ежик притащил,

Самое румяное белке подарил.

С радостью подарок

Получила белка.

Сосчитайте яблоки

У ежика в тарелке. (3 — 1 = 2.)

На забор взлетел петух,

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов? (1 + 2 = 3.)

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 29). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

— Прочитайте свои записи соседу по парте.

(Один из сильных учеников читает записи для всего класса. Его ответ служит образцом для остальных.)

— Сравните ответ соседа с образцом. Оцените его:

• молодец, все записи составлены правильно;

• хорошо, почти все правильно, немного ошибся;

• неправильно, тему не понял, подойди к учителю.

VIII. Подведение итогов урока

— Покажите, какой знак заменяет слова “взяли”, “лопнул”, “съел” и т. д. (—.)

— Покажите, какой знак заменяет слова “прилетел”, “дали”, “еще положили” и т. д. (+.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]