Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 7 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 7 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 7, 8 + 7, 7 + 7; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14; развивать умение решать составные задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

Игра “Заполни ведерки”

(Учитель показывает ведерко, а учащиеся — карточкой число, которое нужно вписать в него.)

2. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается эта задача.)

• Катя уже вырезала для украшения класса 10 флажков. Ей осталось вырезать еще 5. Сколько всего флажков нужно вырезать Кате? (+)

• Кате надо вырезать 15 флажков для украшения класса. Она вырезала 10 флажков. Сколько флажков ей осталось вырезать? (—)

• Катя вырезала для украшения класса 10 красных флажков и 7 синих. На сколько меньше синих флажков вырезала Катя? (—)

• После украшения класса в одной коробке у Кати осталось 10 флажков, а в другой — 7. Сколько всего флажков осталось у Кати? (+)

— Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

(Учитель обращает внимание детей на то, что слово “осталось” в этих задачах имеет разное значение.)

3. Логическая разминка

— Какая закономерность наблюдается в первой строке?

— Какого рисунка не хватает во второй строке?

— Какая фигура будет повторяться в третьей строке, в четвертой?

III. Самоопределение к деятельности

— Запишите в столбик выражения и найдите ответ.

• Увеличьте 10 на 4. (10 + 4 = 14.)

• Первое слагаемое 9, второе 5. Найдите сумму. (9 + 5 = 14.)

• Найдите сумму чисел 8 и 6. (8 + 6 = 14.)

• Оба слагаемых равны 7. Найдите сумму. (7 + 7 = 14.)

— Чем похожи равенства? (Это суммы.)

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается.)

— Как изменяется второе слагаемое? (Увеличивается.)

— Как догадались, какой ответ будет в последнем равенстве? (Если одно слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.)

— В каких равенствах надо прибавлять по частям? (9 + 5, 8 + 6, 7+ 7.)

— Какое равенство мы еще не учили? (7 + 7.)

— Откройте учебник на с. 70. Посмотрите на выражение на полях. Поставьте задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунок на с. 70.

— Сколько на рисунке синих кругов? Сколько красных?

— Как к 9 будем прибавлять 7? (Будем прибавлять к 9 синим кругам 7 красных кругов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 6, так как 7 — это 1 и 6. 9 + 1 = 10, 10 + 6 = 16. Значит, 9 + 7 = 16.)

(По аналогии в парах разбираются остальные примеры.)

— Рассмотрите примеры в рамочке.

— Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 7.)

— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)

— Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.)

— Закройте ответы последних двух равенств.

— Как, используя равенство 9 + 7 = 16, можно найти закрытые ответы?

(Работа в парах. Учащиеся работают по карточкам. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)

V. Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Мы белье полощем сами.

Потянулись, наклонились —

Хорошо мы потрудились.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 1 (с. 70).

(Первая строка — с комментированием по цепочке, вторая — самостоятельно. Далее выполнение задания на полях. Дети показывают числа, которые нужно вставить в окошки, с помощью карточек. Один ученик проверяет работу класса.)

№ 2 (с. 70).

— Сравните две краткие записи.

Было — 6 к.

Съели — 4 к.

Осталось — ?

— Какая краткая запись подходит к решению задачи?

— Какое слово в вопросе указывает на то, что задача решается сложением?

— Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно. (Проверка.)

— Почему задача решается сложением? Ведь в вопросе задачи есть слово “осталось”.

— Конфет стало меньше?

(Если дети затрудняются объяснить выбор действия, учитель наглядно иллюстрирует задачу с помощью предметных картинок.)

№ 3 (с. 70).

— Прочитайте задачу.

— Что значит “тяжелее”?

— Назовите условие задачи.

— Назовите вопрос задачи.

— Что вы заметили? (Сначала записан вопрос, а потом условие.)

— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

— Что надо узнать сначала? Что узнаем потом?

(Решение задачи учащиеся записывают самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)

*№ 4 (с. 70).

(Самостоятельное выполнение.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1, 2 (с. 37).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 70). Учащиеся записывают только ответы. Проверка. Один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно также использовать КИМы (математический диктант № 3, с. 84).)

— Как вы справились с заучиванием таблицы?

— У кого ошибок стало меньше?

— Кому нужна помощь одноклассников?

— Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?

— Кто смог их запомнить?

— Какое чувство вы испытали, когда сами объясняли новые случаи сложения?






Для любых предложений по сайту: [email protected]