Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 7 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: рассмотреть случаи сложения 9 + 7, 8 + 7, 7 + 7; провести работу, направленную на запоминание состава чисел 11, 12, 13, 14; развивать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; моделировать с помощью схематических рисунков и решать составные задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; применять полученные ранее знания в измененных условиях; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Заполни ведерки”
(Учитель показывает ведерко, а учащиеся — карточкой число, которое нужно вписать в него.)
2. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку со знаком действия, которым решается эта задача.)
• Катя уже вырезала для украшения класса 10 флажков. Ей осталось вырезать еще 5. Сколько всего флажков нужно вырезать Кате? (+)
• Кате надо вырезать 15 флажков для украшения класса. Она вырезала 10 флажков. Сколько флажков ей осталось вырезать? (—)
• Катя вырезала для украшения класса 10 красных флажков и 7 синих. На сколько меньше синих флажков вырезала Катя? (—)
• После украшения класса в одной коробке у Кати осталось 10 флажков, а в другой — 7. Сколько всего флажков осталось у Кати? (+)
— Чем похожи и чем отличаются эти задачи?
(Учитель обращает внимание детей на то, что слово “осталось” в этих задачах имеет разное значение.)
3. Логическая разминка
— Какая закономерность наблюдается в первой строке?
— Какого рисунка не хватает во второй строке?
— Какая фигура будет повторяться в третьей строке, в четвертой?
III. Самоопределение к деятельности
— Запишите в столбик выражения и найдите ответ.
• Увеличьте 10 на 4. (10 + 4 = 14.)
• Первое слагаемое 9, второе 5. Найдите сумму. (9 + 5 = 14.)
• Найдите сумму чисел 8 и 6. (8 + 6 = 14.)
• Оба слагаемых равны 7. Найдите сумму. (7 + 7 = 14.)
— Чем похожи равенства? (Это суммы.)
— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается.)
— Как изменяется второе слагаемое? (Увеличивается.)
— Как догадались, какой ответ будет в последнем равенстве? (Если одно слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.)
— В каких равенствах надо прибавлять по частям? (9 + 5, 8 + 6, 7+ 7.)
— Какое равенство мы еще не учили? (7 + 7.)
— Откройте учебник на с. 70. Посмотрите на выражение на полях. Поставьте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 70.
— Сколько на рисунке синих кругов? Сколько красных?
— Как к 9 будем прибавлять 7? (Будем прибавлять к 9 синим кругам 7 красных кругов по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 6, так как 7 — это 1 и 6. 9 + 1 = 10, 10 + 6 = 16. Значит, 9 + 7 = 16.)
(По аналогии в парах разбираются остальные примеры.)
— Рассмотрите примеры в рамочке.
— Чем похожи эти равенства? (Второе слагаемое равно 7.)
— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)
— Как изменяется сумма при уменьшении первого слагаемого? (Тоже уменьшается на 1.)
— Закройте ответы последних двух равенств.
— Как, используя равенство 9 + 7 = 16, можно найти закрытые ответы?
(Работа в парах. Учащиеся работают по карточкам. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)
V. Физкультминутка
Дружно помогаем маме
Мы белье полощем сами.
Потянулись, наклонились —
Хорошо мы потрудились.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 70).
(Первая строка — с комментированием по цепочке, вторая — самостоятельно. Далее выполнение задания на полях. Дети показывают числа, которые нужно вставить в окошки, с помощью карточек. Один ученик проверяет работу класса.)
№ 2 (с. 70).
— Сравните две краткие записи.
Было — 6 к.
Съели — 4 к.
Осталось — ?
— Какая краткая запись подходит к решению задачи?
— Какое слово в вопросе указывает на то, что задача решается сложением?
— Запишите решение задачи в тетрадях самостоятельно. (Проверка.)
— Почему задача решается сложением? Ведь в вопросе задачи есть слово “осталось”.
— Конфет стало меньше?
(Если дети затрудняются объяснить выбор действия, учитель наглядно иллюстрирует задачу с помощью предметных картинок.)
№ 3 (с. 70).
— Прочитайте задачу.
— Что значит “тяжелее”?
— Назовите условие задачи.
— Назовите вопрос задачи.
— Что вы заметили? (Сначала записан вопрос, а потом условие.)
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
— Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
— Что надо узнать сначала? Что узнаем потом?
(Решение задачи учащиеся записывают самостоятельно. Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка.)
*№ 4 (с. 70).
(Самостоятельное выполнение.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 2 (с. 37).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 70). Учащиеся записывают только ответы. Проверка. Один ученик называет ответы, остальные проверяют. Можно также использовать КИМы (математический диктант № 3, с. 84).)
— Как вы справились с заучиванием таблицы?
— У кого ошибок стало меньше?
— Кому нужна помощь одноклассников?
— Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?
— Кто смог их запомнить?
— Какое чувство вы испытали, когда сами объясняли новые случаи сложения?