Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида [ ] + 5 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: рассмотреть случаи сложения 6 + 5, 7 + 5, 8 + 5, 9 + 5; развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
Игра “Домино”
(На доске выставлены пары карточек с точками. Одна из карточек в паре перевернута обратной стороной. Общее количество точек в каждой паре равно 10 (об этом нужно сказать детям). Учитель указывает на перевернутую карточку. Дети определяют, сколько на ней точек, и поднимают карточку с соответствующей цифрой.)
2. Логическая разминка
— Как налить в банку ровно 2 л воды, пользуясь ведром вместимостью 5 л и бидоном вместимостью 3 л?
3. Работа над задачами
(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают решение и ответ на карточках.)
• Люба купила 13 тетрадей в линейку, а в клетку — на 3 тетради меньше. Сколько тетрадей в клетку купила Люба? (13 - 3 = 10.)
• У зайчихи было 10 морковок. Старшему зайчонку она дала 4 морковки, а остальные — младшему. Сколько морковок получил младший зайчонок? (10 - 4 = 6.)
• Под елкой Катя нашла 3 гриба, а под сосной — 7. Сколько всего грибов нашла Катя? (3 + 7 = 10.)
• Свете 7 лет, Юра на 3 года старше Светы. Сколько лет Юре? (7 + 3 = 10.)
III. Самоопределение к деятельности
Игра “Сундучки”
— Составьте выражения с числами из сундучков.
(Учащиеся составляют выражения, учитель записывает их на доске.)
9 + 2 |
9 + 3 |
8 + 3 |
8 + 4 |
7 + 4 |
6 + 6 |
6 + 5 |
7 + 5 |
— Как изменяется первое слагаемое? (Уменьшается на 1.)
— Что происходит со вторым слагаемым? (Увеличивается на 1.)
— Изменится ли сумма? (Нет.)
— Какие примеры мы еще не научились решать?
— Откройте учебник на с. 68 и посмотрите на поля. Какие задачи мы поставим на уроке?
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
(Учитель выкладывает на наборном полотне 8 синих и 5 красных кругов, иллюстрируя случай сложения 8 + 5.)
— Сколько синих кругов? (8.)
— Сколько к ним надо прибавить красных кругов? (5.) (Учитель выкладывает в верхний ряд наборного полотна 8 синих кругов.)
— Как будем прибавлять 5? (По частям.)
— Сколько надо прибавить сначала? (2.)
— Почему? (В верхнем ряду до 10 не хватает 2 кругов.)
— Значит, на какие части разложим число 5? (На 2 и 3.)
— Почему? (5 — это 2 и 3.)
— Сколько прибавим сначала? (2.)
— Сколько получится? (10.)
— Сколько прибавим потом? (Еще 3.)
— Сколько получится? (13.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 68. Объясните, как к 9 прибавить 5. (Будем прибавлять 5 синих кругов к 9 красным кругам по частям. Сначала прибавим 1, чтобы дополнить число 9 до 10, а потом прибавим еще 4, так как 5 — это 1 и 4. 9 + 1 = 10, 10 + 4 = 14. Значит, 9 + 5 = 14.)
(Аналогично разбираются остальные примеры. Далее проводится работа, направленная на запоминание ранее изученных случаев вида [ ] + 2, 3, 4 и новых случаев вида [ ] + 5. Для работы на этом этапе урока и для следующих уроков необходимо заготовить карточки, на которых на одной стороне написан пример с переходом через десяток, на другой — ответ.)
— Выложите в один столбик карточки с ответом 11, во второй — с ответом 12 и т. д.
— На сколько увеличивается первое слагаемое? Что происходит со вторым слагаемым? Как изменяется сумма?
— Сумма каких чисел, записанных в рамке, равна 11, 13, 12, 14?
— 12 — это 6 и сколько? 13 — это 5 и сколько?
(Работа в парах. Один ученик называет пример, другой — ответ. Правильные ответы записаны на обратной стороне карточек.)
V. Физкультминутка
Так проворны наши руки —
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад —
С ними можно полетать!
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать,
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Е. Гаитерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 68).
(Первая строка — с комментированием, остальные — самостоятельно по вариантам. По одному ученику с каждого ряда читают ответы, класс проверяет. По ходу проверки учитель задает дополнительные вопросы.)
— Сколько всего прибавили к 8, к 7?
— Как прибавляли 6, 7, 8?
— Сколько всего вычли из 14? Как вычитали?
№ 3 (с. 68).
(Необходимо показать учащимся разные способы решения. Первый способ они называют сами.)
Решение
Первый способ:
1) 3 + 2 = 5 (к.) — родились у Олиной кошки;
2) 5 — 1 = 4 (к.).
— Какого котенка подарила Оля: рыжего или пестрого? (В задаче об этом не сказано.)
— Если Оля подарила рыжего котенка, то сколько рыжих котят осталось? (3 — 1 = 2 (к.).)
— Если рыжих осталось 2, то сколько рыжих и пестрых котят осталось у Оли? Как это запишем? (2 + 2 = 4 (к.).)
Второй способ:
1) 3 — 1 = 2 (к.) — рыжих котенка осталось;
2) 2 + 2 = 4 (к.).
— А если Оля отдала пестрого котенка, то сколько пестрых осталось? (2 — 1 = 1 (к.).)
— Сколько всего осталось пестрых и рыжих котят? Как это запишем? (3 + 1 = 4 (к.).)
Третий способ:
1) 2 — 1 = 1 (к.) — пестрых котят осталось;
2) 3 + 1 = 4 (к.).
Ответ: осталось 4 котенка.
№ 4 (с. 68).
(Коллективное выполнение. Учитель записывает решение на доске.)
— Что значит “счет 6 : 5 в пользу команды “Буря””? (Команда “Буря” забила 6 голов, а команда “Заря” — 5 голов.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1, 2 (с. 35).
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 42—43). Можно использовать КИМы (математический диктант № 1, с. 83—84).)
*№ 6 (с. 68).
(Самостоятельное выполнение.)
— Оцените своего соседа по парте:
• молодец, все решено правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Кто хорошо разобрался в теме урока?
— Кому нужна помощь одноклассников?
— Кто может помочь этим ребятам?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие новые случаи сложения мы разбирали сегодня на уроке?
— Почему они записаны в красной рамочке?
— Кто смог их запомнить?