Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016

Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: познакомить с приемом сложения с переходом через разряд.

Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать прием выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя графические схемы; выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет (работа по учебнику)

(Задание на полях (с. 64). Работа в парах. Учащиеся начинают решать примеры цепочки одновременно, но с разных концов. Выигрывает тот, кто быстрее закончит.)

2. Логическая разминка (работа по учебнику)

№ 7 (с. 65).

(Учащиеся называют недостающую фигуру и объясняют свой выбор.)

3. Работа над задачами

(На доске рисунок и пронумерованные выражения. Учитель читает вопрос по рисунку, учащиеся показывают номер соответствующего выражения.)

1) 7 - 5;

2) 7 - 2;

3) 5 + 2;

4) 5 - 2.

— Сколько всего вишен? (3.)

— Сколько вишен на ветке? (2.)

— Сколько вишен сорвали? (1.)

— На сколько больше вишен на ветке, чем сорвали? (На 4.) (Можно использовать КИМы (с. 66—70, задания по выбору учителя).)

III. Самоопределение к деятельности

1. Игра “Дополни до 10”

№ 2 (с. 64).

(Учащиеся показывают карточки, ученик у доски читает примеры, называя термины.)

— Что необходимо знать хорошо, чтобы дополнить числа до 10? (Состав числа 10.)

2. Повторение состава чисел от 3 до 9

(Учитель называет в каждой машинке первое число, учащиеся показывают второе число с помощью карточек.)

3. Проблемная ситуация

(На доске записаны примеры.)

2 + 8

12 - 2

6 - 5

13 + 1

9 - 4

18 - 10

8 + 5

15 - 7

— По какому признаку примеры разделили на две группы? (Сложение и вычитание в пределах 10и сложение и вычитание в пределах 20. Или сложение и вычитание однозначных чисел и сложение и вычитание двузначных чисел.)

— Какие примеры мы уже умеем решать? Выберите из столбиков.

— Что надо знать при решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10? (Состав чисел.)

— Что надо знать при решении примеров второго столбика? (Последовательность чисел второго десятка.)

— Какой пример в каждом столбике лишний? Почему? (8 + 5 и 15 — 7. Мы еще не умеем их решать.)

— Откройте учебник на с. 64. Прочитайте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

1. Практическая работа

(На доску выставлено наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов каждом ряду.)

Сегодня мы будем решать новые примеры на сложение. (Учитель записывает на доске пример 8 + 5.)

— Прочитайте этот пример разными способами. Поставим 8 синих кругов в верхний ряд. Сколько надо прибавить к 8? (5.)

— Сколько красных кругов надо добавить к синим кругам? (5.)

— Сколько красных кругов еще поместится в верхний ряд? (2) (Учитель ставит в верхний ряд еще 2 круга.)

— Сколько кругов стало в верхнем ряду? (10.)

— Сколько красных кругов нам осталось прибавить? (3.)

— Поставим их в нижний ряд. Сколько всего кругов получилось в верхнем и нижнем рядах? (13.)

— Как мы к 8 прибавили 5? (Сначала прибавили 2, чтобы получилось 10, а потом прибавили еще 3, потому что 5 — это 2 и 3.)

(Учитель выполняет на доске запись.)

8 + 5 = 13

8 + 2 + 3 = 13

2. Работа по учебнику

(Решение примера 9 + 4 по рисунку в учебнике (с. 64). Учащиеся читают план решения и объясняют, как к 9 прибавили 4.)

№ 1 (с. 64).

(Устное выполнение по инструкции в учебнике.)

V. Физкультминутка

Вышли уточки на луг —

Кря-кря-кря!

(Шаги на месте.)

Пролетел веселый жук —

Ж-ж-ж!

(Взмахи руками.)

Гуси шеи выгибают —

Га-га-га!

(Круговые вращения головой.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево и вправо.)

Ветер ветки раскачан,

(Покачивания поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал: р-р-р!

(Руки на поясе, наклон вперед, смотреть перед собой.)

Зашептал в воде камыш: ш-ш-ш!

(Руки вверх, потянуться.)

И опять настала тишь: ш-ш-ш.

(Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№ 4 (с. 65).

(Первый и второй столбики — устно с комментированием. Третий столбик (подготовка к ознакомлению с приемом вычитания с переходом через десяток) выполняется под руководством учителя с подробным разбором: сколько всего прибавили к числу и сколько всего вычли из числа.)

№ 6 (с. 65).

(Самостоятельное выполнение. Один ученик выполняет задание на откидной доске. Самопроверка. Учащиеся, справившиеся с заданием быстрее остальных, выполняют задание на полях.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-4 (с. 33).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 65). Самостоятельное выполнение. Проверка. Учитель читает ответы, учащиеся проверяют их, ставят на полях “+” или “—”.)

— Кто уже достаточно хорошо решает примеры?

— Кому было трудно на уроке?

— Что нужно знать, чтобы преодолеть трудности?

— Кто может сам объяснить ребятам новую тему?

— Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие примеры мы учились решать сегодня на уроке?






Для любых предложений по сайту: [email protected]