Поурочные разработки по Математике 1 класс - "Школа России" Ситникова Т. Н. - 2016
Повторение. Подготовка к решению задач в два действия - Урок 2 - ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. НУМЕРАЦИЯ
Цели: развивать умения применять изученные приемы вычислений, решать задачи изученных видов; подготовить к решению составных задач.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Работа над задачами
— Найдите задачи-ловушки, исправьте ошибки и решите.
• На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда?
• У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
• В кружок танцев ходят 5 девочек и 5 мальчиков. Девочки танцевали на праздниках 4 раза, и мальчики столько же. Сколько всего детей ходит в кружок?
• Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало 14. Сколько кактусов было на подоконнике сначала?
2. Логическая разминка
— Какую рожицу надо нарисовать на месте пропуска?
(Учитель бросает мяч и говорит, какое нужно назвать число. Ученик, поймавший мяч, называет это число.)
— Назовите число, которое:
• идет при счете после числа 15;
• стоит между числами 13 и 15;
3. Устный счет
Игра “Веселый мяч”
• стоит перед числом 14;
• меньше числа 11 на 1;
• меньше числа 14 на 10.
(Далее выполнение задания на полях (учебник, с. 61). Учащиеся называют ответы, а учитель записывает их на доске в столбик. Затем дети называют лишний пример и обосновывают свой выбор.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач.
Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов — на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя?
(Учащиеся придумывают второй вопрос.)
— На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему? (Сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос.)
— Как ответ на вопрос первой задачи поможет нам решить вторую задачу? (Мы узнаем, сколько рассказов прочитал Витя, и поставим это число в решение второй задачи.)
— Послушайте еще одну задачу.
В букете 6 ромашек, 2 колокольчика и 3 василька. На сколько колокольчиков в букете меньше, чем ромашек?
— Можем ли мы ответить на вопрос задачи? (Да, 6 — 2 = 4 (шт.).)
— Какое число лишнее? (3 — количество васильков.)
— Поставьте к задаче еще один вопрос со словами “на сколько”, чтобы использовать это число.
(Учащиеся предлагают свои варианты.)
— На что нужно обращать внимание при решении любой задачи?
— Откройте учебник на с. 61 и прочитайте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№ 1 (с. 61).
(Устное выполнение.)
№ 2 (с. 61).
— Прочитайте обе задачи.
— Какого данного не хватает во второй задаче? Как узнать, сколько моркови заготовили в столовой? (7 — 3 = 4 (кг).)
— Можем ли мы теперь решить вторую задачу? Запишите решение самостоятельно.
— О чем эти задачи? Как они связаны между собой? Составьте такую же пару задач про игрушки: мальчики про машинки, девочки про куклы.
№ 3 (с. 61).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик записывает решения и ответы на откидной доске. Самопроверка. Самооценка с помощью “Светофора”.)
V. Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход —
Раз, два.
(Встать из-за парт.)
Он назад поплыл сначала —
Раз, два.
(Шаги назад.)
А потом поплыл вперед —
Раз, два.
(Шаги вперед.)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
(Волнообразные движения руками.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 4 (с. 61).
(Устное выполнение. Учащиеся показывают ответы с помощью карточек и проговаривают пример, используя термины “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”.)
*№ 5 (с. 61).
(Аналогичное задание предлагалось во время логической разминки, поэтому учащиеся выполняют его самостоятельно и комментируют свой выбор.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1—4 (с. 26).
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 61). Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Самопроверка. Один ученик от каждого варианта читает ответы, остальные оценивают с помощью “Светофора”.)
— Кто правильно решил сегодня все задачи?
— Кому нужна помощь?
VIII. Подведение итогов урока
— Какие задачи мы решали на уроке?
— Кто понял, как решается цепочка задач?
— Как мы используем ответ первой задачи при решении второй?