Математика 1 класс - Поурочные разработки
ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!
Цели: познакомить учащихся со школой, классом, с учителем и одноклассниками; рассмотреть учебник математики (его структуру, условные обозначения, иллюстративный материал); ввести главные книжные персонажи (Маша и Миша); уточнить роль науки – математики; развивать внимание и умение сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальная работа.
Игра “Звонок на урок”.
– Где проходят уроки? (В кабинетах.)
– А как понять, в каком кабинете – математика, в каком – пение? (На дверях висят таблички с названиями уроков.)
Задания:
1. Посмотрите на таблички. На какие кабинеты их нужно повесить?
2. Подумай, каким учителям на каких уроках пригодятся эти предметы.
3. Проведи стрелку от учителя к табличке, которая должна висеть на его кабинете.
III. Сообщение темы урока.
IV. Беседа “Как люди научились считать”.
– Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?
– Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. В этом нам поможет наука МАТЕМАТИКА. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте. Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители, учителя, старшие братья и сестры. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами – против берлоги, трех с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.
– Как появилось слово “математика”?
Слово “математика” пришло к нам из древнегреческого, где “мантемейн” означало “учиться”, “приобретать знания”.
И не прав тот, кто говорит: “Мне не нужна математика, я ведь не собираюсь стать математиком”.
Математика нужна всем. Раскрывая удивительный мир окружающих нас цифр, она учит мыслить яснее и последовательнее, развивает мысль, внимание, воспитывает настойчивость и волю. Одним словом, математика учит нас учиться приобретать знания.
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
У домика утром
Два зайца сидели
И дружно веселую песенку
Пели.
Один убежал,
А второй вслед глядит.
Сколько у домика
Зайцев сидит? (Ответ: 1.)
V. Знакомство с учебником “Математика”.
– Начинаем наше необычное путешествие в сказочное королевство математики, где весело живут все десять цифр. Я уверена, что вы подружитесь с ними и узнаете много интересного. Итак, в путь!
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд арифметика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины кует,
До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
Ю. Яковлев
Учитель знакомит учащихся с книжными персонажами, которые будут сопровождать детей на протяжении всего учебного года, и не только на уроках математики. Это Маша и Миша. Маша старше Миши и уже учится в школе. Поэтому Миша часто обращается к ней с вопросами. Маша рассказывает Мише все, о чем она узнает.
Далее учащиеся знакомятся с условными обозначениями учебника (см. обложку).
VI. Работа по учебнику (с. 3).
– Рассмотрите верхние иллюстрации.
– Как можно их назвать? (“Народная школа в старину”.)
– Как можно назвать нижние иллюстрации? (“Современная школа”.)
– Расскажите, что изменилось в современной школе.
– Чем писали дети? А чем пишут сейчас?
– С помощью чего считали? А что используют для вычислений сейчас?
Физкультминутка
VII. Развивающие игры.
1. Игра “Школьные предметы”.
Учащиеся отгадывают загадки:
1. Шар не велик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет целый свет.
(Глобус.)
2. По черному белым
Пишут то и дело.
Потрут тряпицей –
Чистая страница. (Доска.)
3. Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... (Карандаш.)
4. Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.
(Резинка.)
5. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
6. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки, –
Что угодно для души. (Пенал.)
7. То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ... (Тетрадь.)
8. Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель.)
2. Игра “Что положить в портфель?”.
– Рассмотрите нарисованные предметы. Какие из них понадобятся в школе?
VIII. Итог урока.