Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - Сергей Федорович Платонов
Отдельные мероприятия - Время императрицы Екатерины II (1762–1796) - Расцвет дворянских привилегий и крепостного права
§ 130. Отдельные мероприятия. Императрице Екатерине не всегда удавалось осуществить ее намерения и достигнуть поставленных целей. Именно, она желала создать совершенное законодательство в духе освободительной философии ее века, но не успела в этом. Ей пришлось ограничиться тем, что в новых губернских учреждениях она провела в практику некоторые свои теоретические требования (начало коллегиальности, разделение ведомств, начало самоуправления). Желая создать возможную свободу (или "вольность") и равенство всех граждан пред одинаковыми для всех законами, Екатерина достигла лишь того, что дала "вольность" дворянству и доставила ему влиятельное положение в местной администрации. "Вольности" же крестьянам дать ей не удалось, даже и в малой доле. Такой неуспех личной политики Екатерины приписывается справедливо тому, что императрица, по условиям своего времени, много зависела от дворянской среды, из которой она должна была брать своих сотрудников и в которой нашла себе поддержку при вступлении на престол. Когда взгляды Екатерины совпадали со взглядами дворянства, они осуществлялись: когда же совпадения не было, императрица встречала несочувствие и даже противодействие, и обыкновенно уступала косности господствующей среды.
Но так бывало в тех делах, которые касались, главным образом, сословной жизни и затрагивали существенные интересы дворянства. В других областях своей деятельности, где императрица не была так связана, она во всем блеске обнаруживала свою просвещенную гуманность и либерализм и достигала больших и благих результатов. Благодаря уму и образованности Екатерины, ее правительство всегда стояло на высоте европейского просвещения, выражалось образцовым, точным и красивым языком и неуклонно преследовало цели общего блага. В этом отношении правительственная деятельность Екатерины воспитательно действовала на управляемое общество, и многие ее мероприятия заслужили себе громкую славу.
1. Из такого рода мероприятий Екатерины особенно характерны ее меры касательно воспитания и образования, разработанные совместно с генералом И. И. Бецким. В эпоху Петра Великого правительство заботилось прежде всего о практической стороне учения, требовало практической выучки (§ 114). Екатерина первая заговорила о воспитательном значении образования и стала заботиться об учреждении воспитательных заведений. Она говорила: "Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина;…во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях;…ясно, что корень всему злу и добру – воспитание". Желая создать правильное воспитание в русском обществе, Екатерина считала лучшим средством прежде всего воспитать заботами правительства "новую породу, или новых отцов и матерей". Эта новая порода людей, нормально воспитанных и нравственно совершенных, должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в разобщении с семьей и обществом, чтобы воспитываемая молодежь убереглась от влияния некультурной среды. Такими воспитательными училищами явились закрытые институты для девиц ("воспитательное общество благородных девиц", или "смольный институт"), с особыми отделениями для девиц-дворянок и девиц-горожанок (1764), и кадетские корпуса – закрытые заведения для мальчиков. Учреждением этих заведений было положено начало закрытым учебным заведениям в России. Немногим позднее (1782) особая "комиссия об учреждении народных училищ" выработала стройный план устройства и открытых школ для всех сословий государства[120].
2. В области народно-хозяйственной жизни Екатерина стала держаться совсем иной политики, чем ее предшественники. При Петре Великом действовала строгая система покровительства (§ 112); ближайшие преемники Петра держались той же системы, временами лишь ослабляя правительственную опеку над промыслами и торгами. В царствование Екатерины на Западе стало популярно учение Адама Смита о благах свободной торговли, и Екатерина немедля усвоила это учение, подходившее к ее общему либеральному настроению. Система протекционизма была оставлена (1782), и в отношении народно-хозяйственной деятельности Екатерина стала держаться правила: lаissеr fаirе, lаissеr раssеr. Но, отказавшись от того, чтобы направлять и опекать торгово-промышленную деятельность населения, императрица не отказалась ей покровительствовать и содействовать ее развитию. Так, желая лучше организовать кредит и удешевить его, Екатерина, взамен сословных банков времени императрицы Елизаветы (§ 121), открыла один общий "государственный заемный банк", взимавший только 5 % с занятых капиталов.
В отношении финансов время императрицы Екатерины замечательно водворением у нас бумажного денежного обращения. Нуждаясь в деньгах ввиду военных расходов, Екатерина уже в начале царствования (1768) прибегла к выпуску "ассигнаций", то есть бумажных денег. (Эти деньги выпускал особый "ассигнационный банк" с капиталом в миллион рублей.) Сначала ассигнаций было выпущено умеренное количество; размен их на звонкую монету совершался беспрепятственно, и потому ассигнации пользовались любовью населения. Действительно, они представляли большое удобство в сравнении с тяжелою звонкою монетою, а в особенности с "медью", которая тогда главным образом и ходила в народе. Успех бумажных денег повел к тому, что правительство стало выпускать их все в большем и большем количестве для покрытия экстренных военных трат. В конце царствования Екатерины ассигнаций обращалось уже на 150 миллионов, а разменного металлического фонда для них почти не было. Явились обычные последствия такого порядка: цена ассигнаций поколебалась и упала в полтора раза против звонкой монеты (ассигнационный рубль стоил не дороже 68 копеек), а цена всех товаров поднялась. Таким образом денежное обращение пришло в беспорядок и дурно отразилось на всем хозяйственном обиходе страны. Причина этому заключалась в отсутствии правильного взгляда на значение бумажных денег вообще; но в ту эпоху и нигде еще не было ясного сознания, что бумажный денежный знак сам по себе не имеет никакой ценности и представляет собою только долговое обязательство казны.
3. В высшей степени были замечательны и ценны заботы императрицы Екатерины о "народном здравии". При ней впервые были приняты меры к тому, чтобы правильно устроить врачебное дело в государстве. С этою целью была учреждена особая "медицинская коллегия": она должна была заботиться вместе с губернаторами, чтобы в каждом городе была аптека и врачи. На обязанность местных властей была возложена забота об устройстве "богоугодных заведений", госпиталей, больниц и приютов для больных и умалишенных. Было введено оспопрививание, только что входившее в практику в Европе, причем сама императрица привила оспу себе и своему сыну – для побуждения к тому подданных. Словом, было сделано все, чтобы разъяснить населению необходимость врачебного благоустройства и облегчить пути к нему.