Церковное управление - Эпоха реформ Петра Великого - Образование Российской империи

Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года - Сергей Федорович Платонов

Церковное управление - Эпоха реформ Петра Великого - Образование Российской империи

§ 113. Церковное управление. Поведение Петра, его нелюбовь к московской старине и "немецкий" характер его реформ вооружали против Петра слепых ревнителей старины. Представители "старой веры", раскольники, ненавидели Петра и почитали его прямо антихристом. И между "никонианами" находилось достаточно людей, которые не могли примириться с Петром и думали, что необходимо протестовать против его действий и нравов. Все такие люди искали опоры в патриархе и ждали, что именно он и возьмет на себя долг стать против "ересей" Петра. Бывший в юности Петра патриархом Иоаким (§ 100) очень далеко разошелся с государем в отношении к иноземцам. Его преемник Адриан (1690–1700) был менее настойчив и крут, чем Иоаким, но также но скрывал своего осуждения всему тому, что делал молодой государь. Также несочувственны были Петру и прочие архиереи старого московского направления. Поэтому когда Адриан умер (1700), Петр и не решился избрать нового патриарха. Он поручил исправление патриаршей должности ("местоблюстительство патриаршего престола") рязанскому митрополиту Стефану Яворскому и надолго оставил этот временный порядок. Только в 1721 году последовала реформа церковного управления, которую Петр обдумал со своим любимцем и сотрудником, ученым псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось "соборным управлением". Учреждена была из лиц, принадлежащих к духовенству, духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент (Стефан Яворский), два вице-президента (из них один был сам Феофан Прокопович), советники, асессоры и секретари. При синоде состоял и обер-прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прокурора и сената. Так разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти.

При Петре было очень сокращено, можно даже сказать, почти уничтожено еще существовавшее в XVII веке церковное общество (§§ 12, 14). Церковные крестьяне были, вместе с вотчинами духовенства, переданы в управление светского "монастырского приказа" и доходы с них стали сбираться в казну, а казна уже от себя выплачивала постоянные ежегодные оклады их прежним владельцам. Рекрутская повинность и подушная подать были распространены на всех приписанных к церкви людей, кроме только священнослужителей и церковнослужителей с их семьями. Право церковного суда было ограничено: многие дела были переданы в ведение светского суда, а в суде церковном стали участвовать представители светской власти. Наконец, Петр издал особый закон о монашестве, который ставил иноков под строгий надзор и вовсе уничтожал состояние перехожих, бродячих монахов (1724). Поводом к изданию этого закона послужило известное Петру враждебное отношение монашества к его деятельности и личности. Таким образом при Петре государственная власть сильно ограничила состав церковного общества и установила больший контроль над внутреннею жизнью и деятельностью церкви.






Для любых предложений по сайту: [email protected]