История нового времени. Шпаргалка - Алексеев В.С., Пушкарева Н.В. 2008
Промышленный переворот в США
Промышленный переворот в США был подготовлен в целом социально-экономической обстановкой в стране, но можно выделить главные и основные его предпосылки:
1) наличие богатых месторождений угля, железной руды и других полезных ископаемых в восточных и северо-восточных районах США, которые были английскими колониями в XVIII в., до завоевания независимости;
2) большой приток высококачественных английских товаров и различных изделий в США, способствовавших развитию сначала горнодобывающей, а затем перерабатывающей промышленности;
3) полное отсутствие феодальных пут в хозяйстве США. В США как ни в одной европейской стране в это время не было ни феодалов, ни феодальных порядков.
Условия для развития промышленности в США были весьма благоприятными, особенно на севере, северо-востоке. На юге страны развитию промышленности и капиталистического хозяйства мешало господство плантаторских хозяйств, основанных на применении труда рабов.
Начало промышленного переворота
Начало промышленного переворота в США приходится на 20—40—е гг. XIX в. В этот период американские предприниматели начали широко использовать европейские технические достижения (и в первую очередь английские), пускать в оборот капиталы и нанимать квалифицированную рабочую силу. Найму квалифицированной рабочей силы в США особенно благоприятствовали 1825—1826 гг., когда в Англии и Европе разразился экономический кризис и огромные массы рабочих оказались на американском рынке труда. И только два фактора тормозили успешное развитие промышленности США в 40—е гг. XIX в.
Во-первых, это конкуренция английских высококачественных товаров, а во-вторых, уход рабочих на запад страны, где осваивались новые территории и новые месторождения полезных ископаемых.
Развитие промышленности
Новым стимулом и толчком в подъеме промышленности США стало строительство железных дорог, судоходных каналов, развитие затем водного и железнодорожного транспорта.
В стране, где осваивались новые территории, существовала большая потребность в транспортных средствах — паровозах, вагонах, пароходах, а затем и в автомобилях. В 1825 г. был открыт канал Эри, соединивший озеро Эри с рекой Гудзон, при этом он связал систему Великих озер с побережьем Атлантического океана, и тысячи переселенцев использовали его для переезда на новые земли. К 1840 г. протяженность каналов в США составляла 5 тыс. км. Система каналов открыла дешевый путь для перевозки фермерской продукции в восточные районы страны. На речном транспорте стали применять паровую машину талантливого изобретателя Оливера Эванса. В1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грей Уэс-терн» пересекли Атлантический океан, открыв эру пароходных сообщений между США и Европой. В это же время активно строятся железные дороги в западном направлении, к новым районам освоения. К 1830 г. на востоке США уже имелись железные дороги протяженностью 6,5 тыс. км. Железные дороги играли огромную роль в развитии американской промышленности. Одновременно со строительством железных дорог шло усовершенствование локомотивов с увеличением мощности, силы тяги.
Все успехи в развитии транспорта США были вызваны необходимостью создания быстрых путей сообщения между возрастающим числом фабрик, металлургических и машиностроительных заводов, которые были авангардом американской промышленности. Наибольшая концентрация промышленности США была на севере и северо-востоке, вблизи от морских портов и месторождений полезных ископаемых.