История нового времени. Шпаргалка - Алексеев В.С., Пушкарева Н.В. 2008


Возникновение утопических и радикальных течений в общественно-политической мысли в первой половине XIX в

Предпосылками возникновения утопических и радикальных течений в общественно—политической мысли в первой половине XIX в. были революции в Европе в конце XVIII в., а также социалистические идеи о необходимости отмены частной собственности и защите общественных интересов и идеи уравнительного коммунизма, развивавшиеся во многих произведениях мыслителей XVI—XVIII вв. Это обусловило возникновение в начале XIX в. учения Роберта Оуэна, Анри Сен—Симона, Шарля Фурье. Эти мыслители, обеспокоенные судьбой разорявшихся ремесленников и работников рассеянной мануфактуры, пытались создать картину нового общества и государства, где человек будет защищен и уважаем. Их социалистические идеи являлись утопическими, но они пользовались популярностью среди ремесленников и рабочих, разорявшихся или терявших работу.

Анри Сен-Симон (1760—1825) считал, что прогрессивному развитию общества мешают экономические кризисы. Для избавления от них Сен-Симон предлагал создать «новую промышленную систему», «общество индустриалов», в котором совпадут интересы рабочих и предпринимателей. Другим представителем течения утопического социализма был Шарль Фурье (1772—1837), который предлагал преобразовать общество с помощью объединений тружеников — фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельскохозяйственное производства. В таких фалангах не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы распределяются в соответствии с величиной вложенного каждым «труда и таланта».

Широко известным представителем течения утопического социализма был английский политический и общественный деятель Роберт Оуэн (1771—1858), который в своих работах развивал мысль о необходимости замены частной собственности общественной и отмены денег. Он составил проект будущего общества, основанного на свободной трудовой деятельности людей. Ученики Оуэна создавали даже предприятия, основанные на принципах уравнительного коммунизма, но они распадались через некоторое время из-за многих осложнений социально-экономического характера.

В учениях Сен-Симона, Фурье и Оуэна, наряду с различиями, есть и общие черты: преобразование общества должно происходить только мирным путем на основе религиозных убеждений и проявления доброй воли людей. Сен-Симон и Фурье также считали, что частная собственность должна сохраняться и служить всем членам общества, сильная же государственная власть не нужна. Кроме того, социальные утописты в своем стремлении сделать всех счастливыми искренне считали возможным полностью регламентировать личную жизнь человека, диктовать ему обязательный образ действий и поведения.

Ярко выраженным радикальным течением в общественно-политической мысли в первой половине XIX в. был анархизм (от греч. anarcia — «безвластие»). Внутри анархизма существовали самые разные левые и правые течения: бунтарские, часть из которых встала на позиции террористической деятельности, и мирные, например движения кооператоров в ряде стран Европы. Но при этом в любом из этих течений сохранялось то главное, что было характерно для анархизма: во-первых, вера в хорошие стороны человеческой природы, в возможность между людьми того общения, которое основано не на насилии и принуждении, а на свободном и любовном отношении друг к другу, во-вторых, убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью. В этот период времени крупнейшим теоретиком и деятелем анархизма был Пьер Жозеф Прудон (1809—1865).






Для любых предложений по сайту: [email protected]