История нового времени. Шпаргалка - Алексеев В.С., Пушкарева Н.В. 2008
Просвещение в Англии
В Англии зародились многие идеи, характерные для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека», выдвинутая Гоббсом. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» — существо, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической, и в религиозной области.
Англия — родина деизма — веры в «духовное существо»
Англия является родиной деизма, т. е. рационалистической веры в «верховное существо», правящее миром, сообразно созданным им «естественным» — физическим и нравственным — законам.
Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит в основе философии Джона Локка (1632—1704) — первого крупного мыслителя новой буржуазной Англии. Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения — общественного договора.
Локк в основу своей теории государства кладет принцип политического суверенитета народа, признавая за ним право сменять государственную власть, если она нарушает общественный договор и посягает на естественные права человека — личную свободу и собственность.
Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского континента. Она получила дальнейшее развитие у Руссо и отразилась в законодательстве Французской буржуазной революции.
В XVIII в. возникла классическая английская политическая экономия. Крупнейшим ее представителем был Адам Смит (1723—1790). Экономическое учение Смита развивается в общем русле идей английского Просвещения. В обществе свободной конкуренции А. Смит видит порядок, как бы установленный самой природой. Он верит в возможность примирения всех частных интересов и выступает против всякого вмешательства государства в экономическую жизнь страны.
Представителями радикально—демократического направления в английском Просвещении были Томас Пэн, Прайс, Пристли и особенно Годвин, являвшийся для своего времени наиболее последовательным противником английского общественного строя. В своем труде «О политической справедливости» Уильям Годвин (1756—1836) рассматривает государственную власть лишь как неизбежное зло, которое должно исчезнуть в результате «умственного и нравственного прогресса». Единственно допустимой формой государства, по Годвину, является демократия, обеспечивающая полное равенство всех граждан перед законом.
Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления — сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была т. н. кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба и др. Особое место в английской литературе эпохи Просвещения занимает крестьянская поэзия в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса (1759—1796), который прославлял труд крестьянина, осуждал религиозный фанатизм, власть денег и пороки сословного общества.