Культура Киевской Руси - Киевская Русь и предпосылки политической раздробленности

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Культура Киевской Руси - Киевская Русь и предпосылки политической раздробленности

Ко времени принятия христианства Русь уже около ста лет развивалась в условиях становления раннефеодальной государственности, социального расслоения, совершенствования производства. Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода к раннеклассовому обществу, как и у других европейских народов, у восточных славян складывался эпос. Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя «былинах», называвшихся тогда старинами. К IX-X вв. относится появление сюжетов таких былин, как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Княжение Владимира Святославича (980-1015) стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом правителя Руси. К концу X в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославича по матери Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

К концу IX - началу X в. на Руси становятся известными славянские азбуки кириллица и глаголица. Созданные во второй половине IX столетия братьями-монахами Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначально распространенные в западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым известным памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 г.

Соединение славянских дохристианских традиций с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщил страну к византийской и славянской христианским культурам, создал феномен русской средневековой культуры. Ее особенности были во многом обусловлены использованием славянского в своей основе языка в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением литературного славянского языка, понятного всему населению. В Западной Европе и славянских странах, принявших западный вариант христианства (с середины XI в. католицизм), где языком церковной службы была латынь, возникали как эпические произведения на национальных языках, так и латиноязычная «официальная» литература.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке способствовало распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах. Большая часть находок происходит из Новгорода, где естественно-географические условия способствовали лучшей сохранности писем на бересте. Авторами берестяных грамот были люди всех слоев древнерусского общества. Наиболее ранние из грамот датируются XI в.

В XI - начале XII в. на Руси большой интерес вызывали переводные сочинения как религиозного, так и светского содержания. Среди них были и исторические сочинения, например перевод византийской «Хроники Георгия Амартола». В это же время происходит становление оригинальной древнерусской литературы.

Одним из самых ранних дошедших до нас произведений древнерусской литературы является «Слово о Законе и Благодати». Оно было создано в середине XI в. митрополитом Иларионом, первым и единственным в период с принятия христианства до середины XII в. русским по происхождению главой русской церкви. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в число христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжающего дело распространения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Илариона не выглядит «темными веками». Он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли».

Во второй половине XI - начале XII в. в церковных кругах были созданы оригинальные произведения житийного жанра, среди которых выделяются цикл сказаний о первых русских святых - князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, написанное монахом этого монастыря Нестором.

Важнейшее место в древнерусской литературе занимают летописи. Некоторые исследователи полагают, что уже к концу X в. был создан первый летописный свод. Другие относят появление первого свода к более позднему времени - второй половине XI в. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI в. Его текст сохранился в составе Новгородской I летописи.

В начале XII столетия в Киево-Печерском монастыре был составлен летописный свод, получивший название «Повесть временных лет». Из отечественных источников помимо Начального свода летописец привлек устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других. «Повесть.» начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести...» события второй половины XI - начала XII столетий.

В Лаврентьевский список «Повести временных лет» были включены произведения, принадлежащие руке князя Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: «Поучения детям» и перечня «путей» - походов и поездок, которые Мономах совершал в течение своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Мономаха Олегу Святославичу, написанное в разгар усобиц 90-х гг. XI в. после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведения эти являются не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

В XI - начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца XI - начала XII в. В них в измененном виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан - Тугарин Змеевич, Шарукан - Шарк-великан, Кудреван, Сутра - Скурла).

Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками (в былинах они выступают под именем татар, народа, имя которого позже заслонило собой имена прежних врагов Руси), слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом ее героя послужил приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятинич).

В XI в. развиваются каменное храмовое строительство, церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины XI столетия - соборы св. Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове.






Для любых предложений по сайту: [email protected]