Политическое устройство николаевской монархии - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

ИСТОРИЯ РОССИИ - Все темы для подготовки к ЕГЭ

Политическое устройство николаевской монархии - Эволюция российского абсолютизма в XIX столетии

При новом императоре Николае I значительно возросло значение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, возникшей еще в XVIII в. В условиях нарастающего кризиса феодально-крепостнической государственности и возрастания бюрократизма эта канцелярия превратилась в орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями. Первое отделение канцелярии занималось подготовкой бумаг для доклада императору, во Втором была сосредоточена работа по кодификации законодательства (кодификация, проводившаяся под руководством М. М. Сперанского, завершена в 18301832 гг.).

Особое место в составе Собственной Его Императорского Величества канцелярии занимало Третье отделение - орган политического сыска и следствия, созданный по записке А. Х. Бенкендорфа. Помимо сыска и дознания, оно занималось надзором за подозреваемыми в революционных настроениях, рассматривало дела, связанные с расколом и сектантством, ведало цензурой. Исполнительным органом Третьего отделения стал учрежденный в 1827 г. корпус жандармов.

Все нарастающий бюрократизм в работе высших государственных учреждений с неизбежностью вел к снижению уровня оперативности, способности этих ведомств немедленно откликаться на практические потребности времени. Поэтому администрация Николая I при разработке законопроектов и в целях усиления оперативности руководства широко использовала временные органы - так называемые Высшие комитеты: немногочисленные, наделенные особыми полномочиями объединения особо доверенных сановников, работавших зачастую в режиме секретности. Условно их можно разделить на четыре группы: комитеты, разрабатывавшие меры по укреплению государственного аппарата, крестьянские комитеты, комитеты по проведению внутриполитических репрессий и комитеты по управлению национальными окраинами.

Из комитетов первой группы следует упомянуть особый секретный комитет под председательством В. П. Кочубея, в течение шести лет занимавшийся мерами по более четкому разграничению полномочий между Сенатом, Государственным советом и Комитетом министров, а также мероприятиями по укреплению сословного строя страны. Из многочисленных предложений комитета реализована была лишь незначительная часть, не имевшая большого значения (например, создано в 1832 г. сословие «почетных граждан»). В 1832 г. решением царя комитет был распущен.

Из репрессивных комитетов заслуживает быть названным Секретный комитет о раскольниках и отступниках от православия, работавший в 1817-1855 гг. Комитет координировал карательные меры духовных и гражданских властей в отношении раскольников и имел широкую сеть местных отделений, преобразованных в 1838 г. в губернские раскольничьи комитеты. По существу репрессивным был и созданный 2 апреля 1848 г. Секретный комитет под председательством А. С. Меншикова, проводивший ревизию цензурных органов.

Острейший кризис крепостничества, необходимость незамедлительных реформ в отношении статуса крестьянства и характера землепользования породили целую серию «крестьянских комитетов» (1828, 1829, 1835, 1839, 1842, 1844, 1846, 1847 гг.). Ни один из них не сумел приблизиться к решению главной задачи (найти приемлемую форму освобождения крестьян), так как ограничивался паллиативами и второстепенными мерами.

Более результативной стала реформа государственной деревни. Ее провел в 18371841 гг. П. Д. Киселев, сторонник отмены крепостного права, о чем еще в 1816 г. составил записку на высочайшее имя.

Для управления государственной деревней создавалось Министерство государственных имуществ, а в губерниях учреждались его палаты. Территории, на которых проживали государственные крестьяне, делились на округа, волости и сельские общества. Сельское общество становилось первой административной и земельной единицей, в его бессрочном пользовании находилась выделенная ему казенная земля, которая распределялась между домохозяевами с правом постоянного потомственного пользования ею. Увеличивались земельные наделы, создавались продовольственные магазины, склады инвентаря, ветеринарные и медицинские пункты. В ограниченных пределах, но проводилась переселенческая политика. Государственные крестьяне получали право заниматься предпринимательской деятельностью.

В 1841 г. Николай I запретил указом продавать крепостных крестьян без земли, в 1848 г. разрешил им приобретать недвижимость на свое имя, а не на имя помещика, и с 1847 г. они получили право выкупаться на волю при продаже помещичьих имений с торгов.

Закон «Об обязанных крестьянах» 1842 г. утверждал право помещика отпускать крестьян на волю без земли. Крестьяне могли получать землю от помещика по договору, в который включались пункты о выполняемых за землю повинностях.

Решающий шаг в этом направлении был сделан уже при Александре II Секретным комитетом 3 января 1857 г., через год преобразованным в Главный комитет по крестьянскому делу. Однако деятельность последнего относится уже к эпохе преобразований 60-70-х гг.

Из прогрессивных мероприятий Николая I следует выделить денежную реформу (1839-1843), проведенную под руководством министра финансов Е. Ф. Канкрина. Финансы России к началу царствования Николая I пришли в полное расстройство, в особенности из-за растущего выпуска обесцененных бумажных денег (ассигнаций). В 1839-1843 гг. Е. Ф. Канкрин провел реформу, позволившую стабилизировать российскую валюту. В обращение были выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебряные деньги. Е. Ф. Канкрин добивался экономного расходования государственных средств, осуществлял протекционистские меры, не допускал увеличения налогов на народ ради ослабления бюджетного дефицита. Однако подлинная финансовая стабилизация была возможна только на основе устойчивого роста крестьянского хозяйства - основы российской экономики. А это требовало решения вопроса о крепостном праве.

Другой рыночной мерой было учреждение в 1817 г. Государственного коммерческого банка, дававшего ссуды купцам и предпринимателям.

Таким образом, в первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась приспособить государственный аппарат к складывающемуся капиталистическому укладу. Специфической чертой монархии была ее относительная политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими методами контроля). Поэтому модернизация государственного аппарата не пошла дальше создания учреждений, стремившихся что-то изменить, «ничего не меняя». Как следствие, модернизация все более вырождалась в бюрократизацию.

Бурные события внутренней и внешней политики середины века поставили предел модернизации в чисто бюрократической форме. Антифеодальные выступления крестьян, появление лагеря революционной демократии, общий кризис экономики и государственно-политических институтов после Крымской войны поставили вопрос о кардинальных реформах всего государственного строя Российской империи. Эта важнейшая задача, к решению которой страна шла более полувека и главная составная часть которой - отмена крепостного права, была решена уже в последующую эпоху - «эпоху великих реформ» Александра II.

Меры в области народного просвещения при императоре Николае I отличались двойственностью. С одной стороны, очевидны были заботы о распространении образования в государстве, с другой - заметны были страх перед просвещением и старания о том, чтобы оно не стало проводником революционных идей в обществе. Последнее выливалось в засилье цензуры, насаждение православия в качестве единственной государственной идеологии.

Забота об образовании выразилась в появлении ряда новых учебных заведений: военных (кадетские корпуса и академии - военная и морская), технических (Технологический институт и Строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве); возобновлен был Главный педагогический институт для подготовки преподавателей. Было улучшено положение мужских гимназий. Однако, по мысли министра народного просвещения графа С.С. Уварова, среднее образование, даваемое гимназиями, предназначалось лишь для детей дворян и чиновников. Оно было сделано «классическим», чтобы «основать новейшее русское образование тверже и глубже на древней образованности той нации, от которой Россия получила и святое учение веры, и первые начатки своего просвещения», т. е. византийской. Для детей купцов и мещан предназначались уездные училища. Впрочем, в гимназии вместе с дворянами поступали в большом числе и так называемые разночинцы, т. е. лица, уволенные из податных сословий, но не принадлежащие к дворянам потомственным или личным.

Опасения правительства относительно того, что учебные заведения станут распространителями вредных политических влияний, выразились в ряде жестких ограничительных мер. За университетами должны были наблюдать попечители учебных округов. Устав университетов, выработанный в 1835 г. графом Уваровым, оставлял университетам некоторые права самоуправления и свободу преподавания. Но после революций 1848-1849 гг. в Западной Европе университеты были поставлены под жесткий надзор. Преподавание философии было упразднено, отменена посылка за границу молодых людей для подготовки к профессуре; студентов стали обучать строевой подготовке и военным уставам. Запрещалась всякая попытка в журналах, книгах и лекциях касаться политических тем. Последние годы царствования императора Николая I заслужили поэтому славу весьма мрачной эпохи, когда была подавлена всякая общественная жизнь и предельно стеснены наука и литература.






Для любых предложений по сайту: [email protected]