Государственная политика в отношении искусства - Третий период развития советской культуры (середина 1950-х — начало 1990-х гг.) - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ

Государственная политика в отношении искусства - Третий период развития советской культуры (середина 1950-х — начало 1990-х гг.) - Культура России XX — начала XXI в. - История русской культуры

Для этого периода характерно снижение государственного контроля за культурой (по сравнению со сталинской эпохой), что привело к духовному подъему, к отходу от принципов соцреализма в искусстве и появлению разных трактовок отдельных элементов марксизма, разработке новых направлений в науке, а также к возникновению целой контркультуры — «подпольной», или «неофициальной», культуры (диссидентское движение, так называемые «самиздат» и «магнитофонная революция»). Таким образом, в середине 1950-х — начале 1990-х гг. существовало два направления в культуре — консервативное (официальное) и реформистско-демократическое.

В этот период отечественные искусство и наука получают международное признание: лауреатами Нобелевской премии становятся физики Л. Д. Ландау, П. Л. Капица, Ж. И. Алферов, Е. Г. Гинзбург, литераторы Б. Л. Пастернак, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, И. А. Бродский, ранее — И. А. Бунин; премии американской киноакадемии «Оскар» получают фильмы С. Ф. Бондарчука «Война и мир», В. В. Меньшова «Москва слезам не верит», уже после распада СССР — Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем».


20.3.1. Государственная политика в отношении искусства


В целом можно выделить три периода в отношении государства к искусству:

· период «оттепели» при Н. С. Хрущеве (середина 1950-х — середина 1960-х гг.): проведение встреч руководителей партии с деятелями культуры (в 1957, 1962 и уже после отставки Н. С. Хрущева — в 1963 г.); реабилитация осужденных ранее представителей творческой интеллигенции (М. А. Булгаков, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.); публикация ранее запрещенных и новых осуждавших сталинский режим произведений (Н. С. Хрущев настоял на публикации рассказа А И Солженицына «Один день Ивана Денисовича»);

· ужесточение политики в сфере культуры при Л. И. Брежневе (середина 1960-х — середина 1980-х гг.): возобновление ряда комиссий по цензуре, учащение гонений на деятелей культуры, возвращение к практике госзаказов на произведения культуры, поощрение апологетического направления в искусстве и науке;

· вновь «освобождение» культуры в период перестройки во второй половине 1980-х гг.: политика гласности, продолжение реабилитации деятелей культуры, публикация запрещенных ранее отечественных и зарубежных произведений.

Наиболее значительными и показательными примерами гонений властей на деятелей культуры стали: опала главы Союза писателей А. А. Фадеева и его самоубийство в 1956 г., аресты участников зарождавшегося диссидентского движения в 1957 г., исключение Б. Л. Пастернака из Союза советских писателей (1958) за публикацию в Италии романа «Доктор Живаго», разгром Н. С. Хрущевым выставки молодых художников-авангардистов в Манеже в 1962 г., судебный процесс над И. А. Бродским за «тунеядство» в 1964 г., судебный процесс против писателей Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского (1965-1966), отставка главного редактора журнала «Новый мир» А. Т. Твардовского в 1970 г , заключение в психиатрические клиники ряда диссидентов и оппозиционных деятелей культуры в 1960-1970-е гг., уголовное преследование за антисоветскую агитацию и пропаганду в 1950-1980-х гг., высылка из СССР А. И. Солженицына (1974), лишение советского гражданства в 1978 г. виолончелиста М. Л. Ростроповича и его жены оперной певицы Г. П. Вишневской, разгон бульдозерами выставки неофициальных художников в Москве в 1974 г.






Для любых предложений по сайту: [email protected]