История: Полный курс - Подготовка к ЕГЭ
Живопись и архитектура (зодчество) - Древнерусская культура (IX — начало XIII в.) - История средневековой русской культуры (IX-XVII вв.) - История русской культуры
Живопись и архитектура (зодчество) обуславливались следующим.
1. Архитектура. Строились сооружения самого разного предназначения, основными из которых были избы (срубы), дома и дворцы знати, городские оборонительные сооружения (кремли), церкви и храмы (основной тип храма — крестово-купольный). До принятия христианства строили из дерева, с конца X в. появляются каменные строения (первая каменная постройка — Десятинная церковь в Киеве, построенная византийскими мастерами в 989-996 гг.) Самые известные древнерусские сооружения: Софийские соборы в Киеве (при Ярославе Мудром в 1037 г.), затем также в Полоцке и Новгороде (1045-1050), Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197), Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157), построенный по распоряжению князя Юрия Долгорукого. Множество архитектурных сооружений были построены по приказу владимирского князя Андрея Боголюбского в середине XII в.: Золотые ворота (1158-1165) и Успенский собор (1158-1160) во Владимире-на-Клязьме — главный храм Северо-Восточной Руси, дворцовый ансамбль в Боголюбове (1158-1164) и рядом с ним церковь Покрова на Нерли (1165) После монгольского нашествия каменное строительство в русских землях прекратилось и возобновилось лишь в конце XIII в.
2. Основные виды древнерусского изобразительного искусства: монументальные формы (мозаика и фреска в храмах и других сооружениях) и станковая живопись (иконопись). Иконописное мастерство пришло на Русь из Византии (византийские мастера расписали Софийский собор в Киеве в XI в., знаменитая Владимирская икона Божьей Матери была написана византийскими мастерами и в начале XII в подарена князю Юрию Долгорукому). Вскоре появляются отечественные мастера иконописи: Алимпий, Олисей и Георгий в IX в., в XII в. — новгородская школа живописи (иконы «Ангел Златые власы», «Успение Богородицы» и др.). Иконы писали по строго определенным канонам, используя темперу (особую краску на яичном желтке) и доски со специальным грунтом из холста, клея и мела.