История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем
Раздел 1. РОССИЯ С ДРЕВНОСТИ ДО НАЧАЛА XVII в. - ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВОЧНЫМ ЗАДАНИЯМ
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
2 |
24 |
3 |
2 |
2 |
25 |
1 |
3 |
3 |
26 |
3 |
4 |
1 |
27 |
2 |
5 |
2 |
28 |
2 |
6 |
1 |
29 |
4 |
7 |
3 |
30 |
2 |
8 |
2 |
31 |
2 |
9 |
3 |
32 |
1 |
10 |
3 |
33 |
2 |
11 |
3 |
34 |
2 |
12 |
2 |
35 |
3 |
13 |
2 |
36 |
3 |
14 |
3 |
37 |
2 |
15 |
4 |
38 |
1 |
16 |
2 |
39 |
2 |
17 |
2 |
40 |
4 |
18 |
3 |
41 |
2 |
19 |
2 |
42 |
1 |
20 |
2 |
43 |
3 |
21 |
3 |
44 |
3 |
22 |
2 |
45 |
2 |
23 |
2 |
46 |
3 |
47 |
1 |
50 |
3 |
48 |
4 |
51 |
3 |
49 |
2 |
52 |
2 |
Часть 2 (В)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
51243 |
12 |
3215 |
2 |
23415 |
13 |
Ольга |
3 |
13524 |
14 |
ЯрославМудрый |
4 |
125 |
15 |
крещениеРуси |
5 |
124 |
16 |
ЯрославМудрый |
6 |
156 |
17 |
ВладимирСвятославич<или>ВладимирСвятой |
7 |
2415 |
18 |
Святослав |
8 |
5423 |
19 |
мурома |
9 |
2341 |
20 |
люди |
10 |
2413 |
21 |
421653 |
11 |
4521 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
||
1 |
С1 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) в документе нашёл отражение факт призвания на Русь варягов; 2) это событие нередко рассматривалось как начало формирования Древнерусского государства; 3) это событие относится к IX в. |
||
2 |
С2 |
Могут быть названы следующие положения: В исторической науке есть две точки зрения: 1) норманнская теория образования Древнерусского государства (созданная немецкими учёными в XVIII в.); сторонники норманнской теории приписывали создание Древнерусского государства варягам; 2) государство на Руси возникло как результат естественного процесса развития древнерусского общества, варяги были призваны на княжение, когда у славян существовали основы государственности |
||
3 |
C3 |
Могут быть названы следующие положения: Н. М. Карамзин видит особенности возникновения Древнерусского государства в том, что: — призвание варягов положило начало русской государственности; — славяне и финно-угорские племена добровольно призвали на княжение варягов; — нужда в благоустройстве и тишине, преодолении распрей и усобиц заставила обратиться за помощью к варягам. Н. М. Карамзин приводит следующие доводы: — варяги были более образованны, чем славяне и финно-угры; — варяги могли передать более отсталым народам свои знания, навыки; — варяги показали пример правления без угнетения и насилия; — варяги сыграли роль военной силы, остановившей усобицы |
||
4 |
C1 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) название документа — «Повесть временных лет»; 2) автор документа — летописец Нестор; 3) время создания документа — начало XII в. |
||
5 |
C2 |
Может быть указано, что речь идёт о призвании варягов; причины их призвания на Русь заключались в том, что: — «встал род на род»; — начались распри и усобицы; — это побудило искать князя, который бы владел и судил по праву |
||
6 |
C3 |
Могут быть указаны следующие последствия: — в ответ на призыв пришли трое братьев-варягов; — старший, Рюрик, стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске; — призвание варягов положило начало княжеской династии Рюриковичей |
||
7 |
C4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — сторонники норманнской теории считали, что государство у восточных славян было создано варягами (норманнами), славяне не могли сами создать государство ввиду своей отсталости; противники норманнской теории считали, что государство славян возникло в результате развития восточнославянского общества (к моменту призвания варягов у славян уже были свои княжения); — сторонники норманнской теории считали, что слово Русь имеет норманнское происхождение, противники норманнской теории — слово Русь имеет славянское происхождение; — сторонники норманнской теории считали, что варяги (норманны) — жители Скандинавии, а противники — варяги (норманны) — славяне с южного берега Балтийского моря. Могут быть даны другие объяснения |
||
8 |
С5 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения; 2) аргументы, например: при выборе первой точки зрения: — восточные славяне не могли создать государство вследствие своей отсталости; — варяги (норманны) были более развитым народом, имели своё княжение, поэтому и были приглашены восточными славянами на княжение в Новгороде; при выборе второй точки зрения: — развитие промыслов, ремёсел, торговли; — переход от родовой общины к соседской (территориальной); — складывание межплеменных союзов; — складывание племенных княжений и их центров; — необходимость объединения для отражения набегов хазар, норманнов |
||
9 |
С6 |
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов). |
||
Критерии оценивания |
Баллы |
|||
К1 |
Время жизни исторического деятеля |
1 |
||
Правильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель. В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т. п.) деятельности |
1 |
|||
Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века). ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано |
0 |
|||
К2 |
Характеристика основных направлений деятельности и её результатов (событий, достижений и т. п.) |
4 |
||
Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности (события, достижения и т. п.) |
4 |
|||
Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности |
3 |
|||
Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности |
2 |
|||
Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие её деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности |
1 |
|||
Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана. ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа |
0 |
|||
Максимальный балл |
5 |
|||
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |
Тема 3. Русские земли и княжества в XII — середине XV в.
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
3 |
19 |
3 |
2 |
3 |
20 |
2 |
3 |
2 |
21 |
2 |
4 |
2 |
22 |
1 |
5 |
2 |
23 |
3 |
6 |
3 |
24 |
3 |
7 |
2 |
25 |
3 |
8 |
2 |
26 |
1 |
9 |
1 |
27 |
3 |
10 |
3 |
28 |
4 |
11 |
2 |
29 |
2 |
12 |
3 |
30 |
2 |
13 |
4 |
31 |
3 |
14 |
3 |
32 |
3 |
15 |
4 |
33 |
2 |
16 |
3 |
34 |
4 |
17 |
1 |
35 |
1 |
18 |
1 |
36 |
2 |
Часть 2 (В)
№ задания |
Ответ |
1 |
41532 |
2 |
34512 |
3 |
35214 |
4 |
43125 |
5 |
23415 |
6 |
42315 |
7 |
31245 |
8 |
13245 |
9 |
135 |
10 |
345 |
11 |
5423 |
12 |
2543 |
13 |
1325 |
14 |
2315 |
15 |
2351 |
16 |
5341 |
17 |
5314 |
18 |
ИванДанилович<или>ИванКалита |
19 |
СергийРадонежский |
20 |
Куликовская |
21 |
пожилое |
22 |
вече |
23 |
142356 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Может быть указано, что — название периода — политическая раздробленность (или: феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная); — хронологические рамки: первая половина XII в. (или: 30-е гг. XII в.) — конец XV в.; — крупнейшие политические центры: Владимиро-Суздальское княжество, Великий Новгород (или: Новгородская земля, Новгородская боярская республика), Галицко-Волынское княжество |
2 |
С2 |
Могут быть указаны такие черты, как: — обострение отношений между князьями и боярством (политика концентрации земель, ослабление уделов, усиление центральной княжеской власти); — самостоятельность бояр-вотчинников в своих землях; — борьба князей за «киевский стол»; — княжеские междоусобицы; — рост и усиление экономического и политического могущества городов; — расцвет культуры; — ослабление военного потенциала страны, раздробленность и отсутствие единства в русских землях, что стало причиной поражения Руси в борьбе с монголами |
3 |
С3 |
Могут быть приведены следующие аргументы, например: — данный период можно оценить как противоречивый, неоднозначный, но закономерный для своего времени; — наряду с драматичной внешней историей (междоусобицы, отсутствие единства, усиление набегов кочевников, фактор завоевания) налицо и позитивные стороны этого периода; — к прогрессивному развитию относятся такие явления, как рост городов, яркий расцвет русской культуры во всех её проявлениях; — новая политическая форма содействовала прогрессивному развитию |
4 |
С1 |
Должны быть названы: — дата битвы — 1380 г.; — имя великого князя — Дмитрий Иванович Донской |
5 |
С2 |
Должно быть сказано, что автор повести сочувствует великому князю и русским воинам, радуется их успехам. Могут быть названы следующие аргументы: — автор пишет о справедливом характере борьбы князя и его воинов (идут «оборонять свою отчину»); — автор резко негативно характеризует Мамая («буйствуя», «возгордившись», «гневаясь»); — автор говорит, что русских воинов на битву вёл Господь Бог |
6 |
С3 |
Должно быть сказано о победе русских войск в Куликовской битве и бегстве ордынского войска Мамая. Должны быть названы указанные автором причины победы: — единство русских князей, собравшихся под руководство московского князя Дмитрия; — сильное и многочисленное войско, которое удалось собрать Дмитрию; — множество русских воинов, их готовность сражаться за отчизну. Могут быть приведены положения, характеризующие значение Куликовской битвы: — Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; — в отношениях Руси с Ордой произошёл перелом; — существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; — Орда продолжала слабеть от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось; — Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании её национального самосознания |
7 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — выгодное географическое положение, дававшее приток населения, торговые и политические преимущества; — умелая политика московских князей и их личные качества; — перенос в Москву центра Русской православной церкви; — передача Москве права сбора ордынской дани с русских земель. Могут быть даны другие объяснения |
8 |
С6 |
Пример ответа учащегося, получившего положительную оценку при апробации задания. Александр Ярославич Невский — внук князя Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо), крупнейший русский, военный деятель XIII в. Был князем новгородским (1236-1251), тверским (1247-1251), великим князем владимирским (с 1252 г.). Почти четверть века мечом и дипломатией защищал Русь от смертельных угроз с запада и с востока. Александром одержана блестящая победа в устье Невы над шведским военным отрядом в 1240 г. за что и стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена. Попытки навязать Руси католичество были пресечены. Его победы предопределили путь развития северо-западных русских земель. Александр Невский умелыми действиями предотвращал разорительные набеги монголо-татар на Русь. Несколько раз ездил в Орду и добился освобождения русских от обязанности выступать с войском на стороне ордынских ханов в их войнах против других народов. При нём началось вытеснение представителей ханской власти на Руси и передача их функций великому князю. Считая гибельным открытое противодействие монголам, Александр Невский надеялся использовать их мощь в борьбе с западной католической опасностью, которую рассматривал как более серьёзную угрозу православной вере и существованию самой Руси. С помощью ордынцев подавил народное восстание в Новгороде, вызванное переписью населения, чтобы сохранить мирные отношения с ханами. Пресекал выступления, направленные против сбора дани в пользу Орды. Александр был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель (Александр «Благоверный»). |
Тема 4. Российское государство во второй половине XV — начале XVII в.
Часть 1 (А)
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
1 |
2 |
28 |
1 |
2 |
3 |
29 |
1 |
3 |
1 |
30 |
2 |
4 |
3 |
31 |
1 |
5 |
1 |
32 |
3 |
6 |
4 |
33 |
1 |
7 |
1 |
34 |
1 |
8 |
2 |
35 |
3 |
9 |
3 |
36 |
3 |
10 |
3 |
37 |
2 |
11 |
1 |
38 |
1 |
12 |
1 |
39 |
3 |
13 |
3 |
40 |
1 |
14 |
1 |
41 |
3 |
15 |
1 |
42 |
1 |
16 |
4 |
43 |
2 |
17 |
4 |
44 |
1 |
18 |
2 |
45 |
4 |
19 |
3 |
46 |
3 |
20 |
3 |
47 |
2 |
21 |
3 |
48 |
2 |
22 |
2 |
49 |
2 |
23 |
2 |
50 |
2 |
24 |
2 |
51 |
1 |
25 |
1 |
52 |
2 |
26 |
4 |
53 |
2 |
27 |
3 |
Часть 2(В)
№ задания |
Ответ |
1 |
41235 |
2 |
42135 |
3 |
45321 |
4 |
31524 |
5 |
135 |
6 |
145 |
7 |
356 |
8 |
135 |
9 |
2143 |
10 |
5142 |
11 |
4312 |
12 |
2351 |
13 |
2413 |
14 |
ИванТретий |
15 |
ИванТретий |
16 |
ИванТретий |
17 |
Ермак |
18 |
опричнина |
19 |
СтепанРазин |
20 |
местничество |
21 |
358796 |
Часть 3 (С)
№ задания |
Тип задания |
Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
1 |
С1 |
Может быть указано, что — описанные в документе события относятся к периоду Смуты (или Смутного времени); — Земский собор был созван с целью выбора нового царя; — историк называет его всесословным, так как на нём присутствовали представители всех сословий, включая горожан и части крестьян |
2 |
С2 |
Может быть указано, что: — налицо были внутренние противоречия, сложившиеся в ходе Смуты; — было много претендентов на русский престол; — на престол претендовали и иноземцы (в первую очередь польский королевич Владислав); — кандидатура Михаила Романова также вызвала ожесточённые споры (молодость, отсутствие особых заслуг, неоднозначные действия в годы Смуты его отца — Филарета Романова) |
3 |
С3 |
Может быть указано, что 1. Выбор Михаила Романова был обусловлен — поддержкой его кандидатуры дворянством и казачеством — наиболее влиятельными силами; — поддержкой всего народа («всей земли»); — поддержкой участников Земского собора 1613 г., подавших своё письменное мнение. 2. Значение решения Земского собора 1613 г. заключались в том, что: — избрание Михаила Романова положило начало династии, которой предстояло править страной в течение трёхсот лет; — воцарение Романовых способствовало ликвидации Смуты |
4 |
С4 |
Могут быть названы следующие объяснения, раскрывающие успех Лжедмитрия I в борьбе за власть: — Лжедмитрию I оказали поддержку различные слои общества, недовольные правлением Бориса Годунова; — многие считали его законным наследником престола, «природным царём»; — служилые люди и казачество надеялись получить от него льготы и привилегии; |
— боярство использовало его в своих интересах в борьбе против Бориса Годунова — «беззаконного царя»; — учитывая настроение народных масс, войска казаков, часть царских воевод перешли на сторону Лжедмитрия. Могут быть даны другие объяснения. |
||
5 |
С4 |
Могут быть даны следующие объяснения: — политика Избранной рады — это путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на централизацию в течение длительного времени, а опричная политика — насильственные методы централизации; — политика Избранной рады направлена на создание в России сословно-представительной монархии, а опричная политика — на укрепление в России самодержавной монархии с неограниченной царской властью; — реформы Избранной рады — это стремление к консолидации между различными группами верхов российского общества, а опричная политика — это массовые репрессии, террор; — реформы Избранной рады способствовали укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению, а опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге — к Смуте начала XVII в. Могут быть даны другие объяснения |
6 |
С5 |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) позиция выпускника: выбор первой или второй точки зрения; 2) аргументы, например: при выборе первой точки зрения может быть указано, что: — феодальная знать, боярство были оппозиционный силой, выступавшей против процесса централизации; |
— ликвидация Старицкого удела положила конец удельной системе — пережитку раздробленности; — разгром Новгорода покончил с сепаратизмом новгородцев; — расправы с боярами покончили с оппозицией родовой аристократии; — завершается формирование централизованного государства; при выборе второй точки зрения может быть указано, что — главным содержанием опричнины стал террор не только против феодальной знати, церковных иерархов, но и всех недовольных политикой царя; — настоящему разгрому подверглись территории, где сильны были позиции боярства; — опричная политика являлась одной из причин поражения России в Ливонской войне; — карательные походы на Тверь, Новгород привели к массовым расправам над их жителями; — резко ухудшилось экономическое положение страны; — опричнина ускорила процесс закрепощения крестьян |
||
7 |
С6 |
См. пример ответа учащегося, получившего максимальный балл при апробации задания, на с. 682-683, 715-716, 756-757, 763-764 |