История ЕГЭ - Полный экспресс-репетитор - Разбор всех экзаменационных тем
Тренировочные задания - Урок 5 - РОССИЯ В XVII-XVIII вв.
Часть 1 (А)
При выполнении заданий с выбором ответа обведите кружком номер правильного ответа.
Знание дат
1. Даты — 1708 г., 1709 г., 1721 г. — отражают основные события войны
1) Ливонской
2) Семилетней
3) Северной
4) русско-турецкой
2. Какое событие произошло позже других?
1) принятие Соборного уложения
2) воцарение Романовых
3) получение Россией выхода к Балтийскому морю
4) появление на политической арене Лжедмитрия I
3. Когда в России было введено новое летосчисление?
1) 1 января 1700 г.
2) 1 сентября 1709 г.
3) 1 января 1725 г.
4) 1 сентября 1721 г.
4. В каком веке появилось название «Российская империя»?
1) XVIII в.
2) XVII в.
3) XVI в.
4) XIV в.
5. В каком году произошло Полтавское сражение?
1) 1702 г.
2) 1709 г.
3) 1711 г.
4) 1714 г.
6. В каком ряду указаны даты дворцовых переворотов?
1) 1547 г., 1598 г.
2) 1610 г., 1613 г.
3) 1741 г., 1762 г.
4) 1796 г., 1810 г.
7. Чем знаменателен в истории России 1721 г.?
1) отменой крепостного права
2) провозглашением России империей
3) присоединением к России Крыма
4) принятием Соборного уложения
8. В каком ряду названы даты Северной войны, обеспечившей России выход в Балтийское море?
1) 1654-1667 гг.
2) 1700-1721 гг.
3) 1756-1762 гг.
4) 1787-1791 гг.
9. В каком веке Россия стала великой морской державой?
1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.
10. Россия стала называться империей с
1) 1709 г.
2) 1714 г.
3) 1721 г.
4) 1725 г.
11. К XVIII в. относится
1) учреждение Сената
2) введение Соборного уложения
3) отмена местничества
4) создание Земских соборов
12. В каком веке в России появились Сенат, Синод, коллегии?
1) XVI в.
2) XVII в.
3) XVIII в.
4) XIX в.
Знание фактов
13. Какая из названных территорией вошла в состав России в первой четверти XVIII в.?
1) Западная Украина
2) Финляндия
3) Восточная Сибирь
4) Эстляндия
14. К реформам Петра I относятся
1) отмена местничества
2) учреждение патриаршества
3) создание министерства
4) разделение страны на губернии
15. Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708 гг.?
1) Степан Разин
2) Емельян Пугачёв
3) Кондратий Булавин
4) Иван Болотников
16. В 1726 г. Екатерина I учредила
1) Кабинет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Земский собор
17. Современниками были
1) патриарх Никон и Иосиф Волоцкий
2) Елизавета Петровна и М. В. Ломоносов
3) Фёдор Иоаннович и Аристотель Фиораванти
4) Анна Иоанновна и Алексей Михайлович
18. И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками
1) Петра I
2) Павла I
3) Ивана IV Грозного
4) Бориса Годунова
19. Современником императрицы Анны Иоанновны был
1) А. Курбский
2) С. Дежнёв
3) Э. Бирон
4) Б. Хмельницкий
20. Подписанием Ништадтского мира 1721 г. закончилась
1) Семилетняя война
2) Смоленская война
3) Северная война
4) Ливонская война
21. Что из названного относится к политике Елизаветы Петровны в области образования?
1) открытие Славяно-греко-латинской академии
2) открытие Московского университета
3) создание цифирных школ
4) создание Петербургского университета
22. Какую битву Пётр I назвал «матерью Полтавской баталии»?
1) сражение при Лесной
2) взятие Нарвы
3) взятие Нотебурга
4) битву при Ниеншанце
23. Кто из перечисленных лиц относился к современникам Петра I?
1) Н. Панин
2) А. Аракчеев
3) Б. Шереметев
4) С. Разин
24. Первая печатная газета «Ведомости» появилась в России в царствование
1) Екатерины II
2) Петра I
3) Михаила Фёдоровича
4) Павла I
25. Первым императором на российском троне был
1) Алексей Михайлович
2) Пётр I
3) Павел I
4) Александр I
26. Камчатские экспедиции первой половины XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял
1) В. Беринг
2) С. Дежнёв
3) Е. Хабаров
4) В. Атласов
27. Указ о посессионных крестьянах был издан в царствование
1) Павла I
2) Ивана Грозного
3) Михаила Фёдоровича
4) Петра I
28. Что из названного относится к реформам Петра I в сфере культуры?
1) начало книгопечатания
2) основание Кунсткамеры
3) основание Московского университета
4) основание лицеев
29. В середине XVIII в. Россия принимала участие в войне, вошедшей в историю как
1) Семилетняя
2) Северная
3) Отечественная
4) Крымская
Знание понятий
30. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?
1) «протекционизмом»
2) «благотворительностью»
3) «секуляризацией»
4) «просвещённым абсолютизмом»
31. Основным типом промышленных предприятий в России XVIII в. были
1) монополии
2) мануфактуры
3) фабрики
4) ремесленные мастерские
32. Что было основой иерархии русского дворянства по «Табели о рангах»?
1) служебная карьера
2) знатность рода
3) приобретённое богатство
4) размеры земельных владений
33. Рекрутская обязанность в XVIII в. — это
1) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика
2) способ комплектования русской армии
3) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам
4) способ формирования рынка рабочей силы
34. Как назывался орган управления по делам православной церкви, созданный в первой четверти XVIII в.?
1) Синодом
2) Приказом тайных дел
3) Сенатом
4) Верховным тайным советом
35. Как назывались центральные государственные учреждения, созданные Петром I?
1) приказами
2) коллегиями
3) магистратами
4) министерствами
36. Как назывались в начале XVIII в. собрания-балы в домах российской знати?
1) резиденциями
2) ассамблеями
3) магистратами
4) сессиями
37. В XVIII в. государственных и дворцовых крестьян, прикреплённых к казённым заводам и работавших на них вместо уплаты подати, называли
1) ясачными
2) приписными
3) черносошными
4) владельческими
38. Как называли в правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц?
1) фискалом
2) верховником
3) воеводой
4) наместником
39. Как назывался документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе?
1) «Табель о рангах»
2) «Указ о единонаследии»
3) «Строевое положение»
4) «Регламент адмиралтейства»
40. Архитектурный стиль, получивший развитие в России в 40-50-е гг. XVIII в., отличающийся торжественностью, пышностью, многообразием и сложностью форм, назывался
1) классицизмом
2) барокко
3) готикой
4) ампиром
41. Первая русская печатная газета называлась
1) «Ведомости»
2) «Петербургские ведомости»
3) «Московские ведомости»
4) «Известия»
Знание причин и следствий
42. Что из названного было одной из причин петровских преобразований?
1) необходимость преодоления Россией отставания от западных стран
2) стремление получить финансовую помощь от Англии и Голландии
3) необходимость отмены местничества и системы кормлений
4) стремление к объединению всех русских земель
43. Основной целью Великого посольства было
1) создание коалиции государств против Турции
2) поиск союзников в борьбе со Швецией
3) заключение мирного договора с Пруссией
4) знакомство с культурой и традициями восточных стран
44. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска стало осуществляться на основе
1) создание полков иноземного строя
2) набора рекрутов
3) набора стрельцов
4) создания дворянского ополчения
45. Что было одной из причин дворцовых переворотов в XVIII в.?
1) принятие «Табели о рангах»
2) губернская реформа Петра I
3) новое законодательство о престолонаследии
4) перенос столицы из Москвы в Петербург
46. Что из названного относится к итогам государственных преобразований первой четверти XVIII в.?
1) создание министерства как органа центрального управления
2) формирование абсолютной монархии
3) создание приказной системы
4) учреждение Земских соборов
47. Что из перечисленного относится к предпосылкам дворцовых переворотов в XVIII в.?
1) прекращение деятельности Земских соборов
2) создание карательных государственных органов — фискалов и прокуратуры
3) ликвидация патриаршества в России
4) изменение традиционной системы престолонаследия
48. Полтавская битва 1709 г. способствовала
1) резкому изменению хода Северной войны
2) распаду Северного союза
3) потере русскими войсками Риги и Ревеля
4) потере русскими войсками Нарвы
49. Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?
1) появление торговых ярмарок
2) значительный рост числа мануфактур
3) формирование свободного рынка рабочей силы
4) учреждение Вольного экономического общества
50. Создание в России в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода привело к
1) подчинению церкви государству
2) церковному расколу
3) усилению позиции патриарха
4) полной секуляризации церковно-монастырских земель
51. Дочь Петра I Елизавета на российском престоле
1) по завещанию Петра I
2) по требованию участников крестьянского восстания
3) по приглашению Верховного тайного совета
4) в результате дворцового переворота
Соотнесение единичных фактов и общих явлений
52. Какое из приведённых ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России?
1) «хованщина»
2) Смута
3) «опричнина»
4) «бироновщина»
53. Понятие «рекрутская повинность» возникло в царствование
1) Екатерины II
2) Петра III
3) Петра I
4) Алексея Михайловича
54. Что из названного относится к эпохе дворцовых переворотов?
1) прекращение деятельности Земских соборов
2) упразднение Боярской думы
3) усиление роли гвардии
4) усиление роли приказов
55. С каким из названных событий связано понятие «кондиции»?
1) восшествием на престол Екатерины I
2) реформами Петра I
3) реформами Павла I
4) восшествием на престол Анны Иоанновны
Поиск информации в источнике
56. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите, о каком явлении в российской истории идёт речь.
«Это понятие собирательное, под ним, на наш взгляд, следует подразумевать весь комплекс событий царствования Анны Иоанновны: сосредоточение верховной власти в руках горстки немцев, покровительство им императрицы, террор по отношению к аристократическим фамилиям и церковных иерархам, грабёж казны, торговая политика, наносившая ущерб государственным интересам, промахи дипломатии».
1) «аракчеевщине»
2) «хованщине»
3) «бироновщине»
4) «опричнине»
57. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и определите, чьё царствование характеризует историк.
«Это был грубый вызов русскому чувству национальной чести. Но немцы после десятилетнего господства, озлобившего русских, усевшись около русского престола, точно голодные кошки около горшка с кашей, и достаточно напитавшись, начали на сытом досуге грызть друг друга».
1) Анны Иоанновны
2) Петра III
3) Екатерины II
4) Елизаветы Петровны
58. Прочтите отрывок из очерка фельдмаршала Б.Х. Миниха и определите имя императрицы, с правлением которой связаны описываемые события.
«Так как гвардия и армия находились под начальством лиц противной партии, именно Долгоруких и Голицыных, то оба вельможи, Черкасский и Трубецкой, рискуя своей жизнью, представили императрице записку, в которой говорилось, что депутаты Верховного (тайного) совета, которые вынудили её величество подписать в Митаве акт об отречении от самодержавия, заверили её при этом в том, что это делается при всеобщем согласии дворянства, но они повергаются к стопам её императорского величества, дабы уверить её в том, что они не были согласны с членами Совета и что вообще дворянство, духовенство и народ желают и умоляют, чтобы её величество соизволили царствовать неограниченно и самодержавно, как и её предшественники».
1) Екатерина I
2) Екатерина II
3) Анна Иоанновна
4) Елизавета Петровна
59. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались условия, о которых идёт речь.
«Увлечение идеей конституционной монархии заставило Д. М. Голицына прийти к решению ограничить самодержавие. Верховный тайный совет установил условия для императрицы: не выходить замуж, не назначать наследника престола, не иметь права объявлять войну, не налагать налоги, не присваивать звания выше полковника, без суда не лишать жизни, чести и имения дворян. Императрица также была обязана сохранять Верховный тайный совет из восьми человек. Естественно, такие условия не нравились императрице, они сковывали её полномочия, так как все вопросы она была обязана решать с согласия Верховного тайного совета».
1) кондиции
2) крестоцеловальная запись
3) приказ
4) регламент
60. Прочтите отрывок из «Прошения» и укажите, к какому государю обращались его авторы:
«Всемилостивейший государь!
Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны... в день торжества и объявления заключённого оными В. В. трудами все России столь славного и благополучного мира, по прочитании трактата оного в церкви, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца отечествия, Императора Всероссийского.
Святейший Синод в том с нами согласен...»
1) Павлу I
2) Алекандру I
3) Петру I
4) Александру II
61. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывался орган власти, об учреждении которого идёт речь?
«...Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив в некоторых сильное желание к избранию патриарха, о чём неоднократно от духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный регламент и отдав, сказал им грозно: “Вы просите патриарха, вот вам духовный патриарх, а противомыслящий сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот булатный патриарх!”. Потом, встав, пошёл вон. После сего оставлено прошение о избрании патриарха и учреждён...»
1) Сенат
2) Синод
3) Государственный совет
4) Главный магистрат
62. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите монарха, к которому относится приведённая характеристика.
«Общеизвестная кипучая деятельность монарха, оставившего глубокий след во всех сферах жизни страны: экономической, социальной, дипломатической, военной, культурной и др. Он законодательствовал, участвовал в сражениях на суше и на море, вникал во все детали жизни общества. Итог его правления можно формулировать одной фразой: он возвёл Московию в ранг европейской державы.
Он не только царствовал, и управлял, нёс тяжкое бремя служения государству, не жалел, как он писал, “живот своего” на военной и гражданской службе».
1) Павел I
2) Николай I
3) Алексей Михайлович
4) Пётр I
63. Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.
«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, (она) в ночь на 25 ноября 1741 г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во всё царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья. явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уже гренадёрам, чья она дочь, стала на колени, и показывая им крест тоже коленопреклонным гренадёрам, сказала: “Клянусь умереть за вас; клянётесь ли вы умереть за меня?” Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».
1) царевной Софьей
2) Анной Иоанновной
3) Екатериной Алексеевной
4) Елизаветой Петровной
Часть 2 (В)
Задания этой части требуют ответа в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр, записываемых в таблице или в строке ответа. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).
Установление хронологической последовательности
1. Расположите в хронологической последовательности события, относящиеся ко времени царствования Петра I. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Полтавская битва
2) «Великое посольство»
3) сражение у деревни Лесной
4) сражение у мыса Гангут
5) Нарвское сражение
2. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1) воцарение Романовых
2) церковный раскол
3) Пугачёвское восстание
4) Смута
5) дворцовые перевороты
|
Группировка фактов
3. Какие три из перечисленных понятий характеризуют положение крепостных крестьян в XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) хутор
2) барщина
3) оброк
4) выкупные платежи
5) отходничество
6) полюдье
4. Какие три из перечисленных исторических деятелей XVII-XVIII вв. стали героями произведений А. С. Пушкина? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Пётр I
2) гетман Мазепа
3) Борис Годунов
4) Богдан Хмельницкий
5) Иван Болотников
6) Пётр III
5. Какие три из перечисленных понятий, терминов характеризуют развитие русской культуры в XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) модерн
2) сентиментализм
3) классицизм
4) фреска
5) барокко
6) передвижники
6. Какие три из перечисленных событий имеют отношение к реформам Петра I?
1) создание регулярной армии
2) учреждение коллегий
3) принятие Соборного уложения
4) начало книгопечатания
5) введение гражданского шрифта
6) отмена местничества
7. Какие три из перечисленных исторических деятелей относятся к царствованию Петра I? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) Я. Брюс
2) А. Меншиков
3) А. Орлов
4) Г. Державин
5) Г. Потёмкин
6) Ф. Лефорт
8. Какие три из перечисленных черт характеризовали период дворцовых переворотов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) усиление роли гвардии
2) усиление борьбы за власть
3) отмена крепостного права
4) расширение привилегий дворянства
5) расширение прав посадского населения
6) принятие «Указа о единонаследии»
|
Систематизация фактов, понятий
9. Установите соответствие между понятиями и времен их появления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПОНЯТИЯ А) Верховный тайный совет Б) Земский собор В) Дворец и Казна Г) Приказ тайных дел |
ВРЕМЯ ПОЯВЛЕНИЯ 1) XVIII в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в. 5) XIX в. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
10. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их царствования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Екатерина II |
СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) восстание И. Болотникова 3) восстание Е. Пугачёва 4) Северная война 5) Смоленская война |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
11. Установите соответствие между событиями и веками, когда они происходили: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
СОБЫТИЯ А) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю Б) присоединение к России Казанского и Астраханского ханств В) начало освоения Россией Восточной Сибири Г) присоединение к России Финляндии |
ВЕКА 1) XIV в. 2) XVI в. 3) XVII в. 4) XVIII в. 5) XIX в. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
12. Установите соответствие между именами современников и правителей: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
СОВРЕМЕННИКИ А) А. Ордин-Нащокин Б) Ф. Лефорт В) Н. Панин Г) Э. Бирон |
ПРАВИТЕЛИ 1) Пётр I 2) Алексей Михайлович 3) Екатерина II 4) Анна Иоанновна 5) Борис Годунов |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Поиск информации в источнике
13. Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711 г. и напишите название государственного органа, которому были даны описанные полномочия.
«Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать... то же и ябедникам... 2. Смотреть во всём государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых... 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые... по канцеляриям... осмотреть и посвидетельствовать...»
Ответ: ____________________________________________.
Систематизация исторической информации1
14. Ниже приведён перечень имён видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в.
А. Д. Меншиков, Г. А. Потёмкин, А. Г. Орлов, П. Я. Румянцев, Е. Ф. Канкрин.
Найдите и запишите имя государственного деятеля (без инициалов), не относящегося к данному периоду.
Ответ: ____________________________________________.
Знание основных фактов, процессов, явлений1
15. Напишите пропущенное слово.
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называлось...
Ответ: ____________________________________________.
Анализ исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица)1
16. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Война |
Событие |
Иван Грозный |
Ливонская (1558-1583 гг.) |
_______________________ (А) |
_______________________ (Б) |
Северная (1700-1721 гг.) |
_______________________ (В) |
Екатерина II |
_______________________ (Г) |
_______________________ (Д) |
Александр I |
_______________________ (Е) |
Смоленское сражение |
1) распад Ливонского ордена
2) Отечественная война 1812 г.
3) русско-турецкая война 1768-1774 гг.
4) Чесменский бой
5) Полтавская битва
6) Пётр I
7) Елизавета Петровна
8) Синопский бой
9) бои за Малахов курган
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
17. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Событие |
Век |
Иван Грозный |
_______________________ (А) |
XVI в. |
_______________________ (Б) |
церковный раскол |
___________ (В) |
_______________________ (Г) |
Азовские походы |
XVII в. |
Елизавета Петровна |
_______________________ (Д) |
___________ (Е) |
1) Северная война
2) Ливонская война
3) Алексей Михайлович
4) XVIII в.
5) Семилетняя война
6) XVI в.
7) XVII в.
8) Екатерина II
9) Пётр I
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
18. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель |
Годы правления |
Современник правителя |
Пётр I |
1682-1725 гг. |
_______________________ (А) |
_______________________ (Б) |
____________ (В) |
Аввакум |
Анна Иоанновна |
____________ (Г) |
Э. Бирон |
_______________________ (Д) |
1796-1801 гг. |
_______________________ (Е) |
1) царь Алексей Михайлович
2) император Павел I
3) П. И. Ягужинский
4) М. М. Сперанский
5) 1645-1676 гг.
6) 1730-1740 гг.
7) 1762-1796 гг.
8) Н. И. Панин
9) 1613-1645 гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 Различное содержание в разных вариантах.
Часть 3 (С)
Текст
Из труда историка С. М. Соловьева.
«До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования. С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.
Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета. Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, Сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.
(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились.
Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
1. С1. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
2. С2. Используя текст документа и знания из курса истории укажите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого» (укажите не менее трёх положений).
3. С3. Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование. Укажите не менее трёх положений.
Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа для анализа исторической ситуации1
4. С4. После смерти Петра I канцлер Г.И. Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.
5. С5. Ниже приведены две из существующих точек зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.
1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России.
2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
6. С5. Ниже приведены две точки зрения на реформы Петра I:
«Пётр... был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте её могущества».
(Н. И. Павленко, современный историк)
«Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями».
(А. Н. Толстой, писатель)
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Умение представлять результаты историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения1
6. С6. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Пётр I;
2) Александр Меншиков;
3) Анна Иоанновна.
Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений и результатов его деятельности (событий, достижений и т. п.).
1 Различное содержание в разных вариантах.