История - ЕГЭ
Введение
Единый государственный экзамен по истории, как и по другим дисциплинам, проводится в течение ряда лет с целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. Задача данного пособия — помочь старшеклассникам, абитуриентам в самостоятельной подготовке к экзамену. При этом главная роль отводится активной, осознанной и творческой работе с историческим материалом. В соответствии с поставленной задачей в пособие включены следующие разделы.
♦ Информационный раздел (Задачи и содержание единого государственного экзамена по истории), в котором:
• излагаются требования к уровню подготовки по истории выпускников средней школы (требования образовательных стандартов);
• представлены основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по истории России (на примерах экзаменационных работ 2004-2010 гг.);
• приводится вариант экзаменационной работы, соответствующий структуре работы 2011 г.
♦ Учебно-консультационный раздел (Как выполнять экзаменационные задания), в котором:
• разъясняются требования к оформлению ответов на разные типы заданий, критерии оценивания выполненной работы, в особенности по заданиям со свободными ответами;
• приводятся рекомендации, как выполнять отдельные виды заданий, оформлять ответ;
• анализируются примеры развернутых ответов, полученных на экзаменах предшествующих лет.
♦ Учебно-тренировочный раздел (Задания для самостоятельной работы). Это самый большой по объему раздел пособия, который состоит из комплектов обучающих, тренировочных заданий, помогающих освоить базовый исторический материал и разные виды деятельности. Задания, включаемые в эту часть пособия, группируются: а) по основным разделам курса отечественной истории; б) по проверяемым элементам подготовки (знание дат, фактов, терминов и понятий, характерных признаков явлений; объяснение причин и следствий событий; работа с источниками; умения исторического описания и объяснения, проявляемые в открытых развернутых ответах); в) по типам заданий, степени их сложности.
♦ Контрольный раздел, включающий 2 варианта экзаменационной работы (по структуре работы 2011 г.) с кодами и схемами ответов.
♦ Справочный раздел (Приложения), в котором приведены:
• рекомендательный перечень основных учебных пособий, используемых при подготовке к экзамену по истории России;
• хронологическая таблица основных дат и событий отечественной истории с древности до начала XXI в.
При работе с пособием рекомендуется следовать от раздела к разделу, от ознакомления с исходными положениями экзамена к практическому решению заданий. Хочется надеяться, что большая часть заданий окажется посильной. А более трудные, очевидно, заставят внимательнее отнестись к тому, что изучается на уроках истории.
Желаем успеха!