Социально-экономическое развитие - СССР в 1946–1953 гг.

Курс отечественной истории

Социально-экономическое развитие - СССР в 1946–1953 гг.

В разные периоды о послевоенных годах писали по-разному. До середины 80-х гг. их славили как время массового подвига советских людей, сумевших в кратчайший срок восстановить разрушенное войной. Подчеркивались достижения науки и техники, в том числе создание атомной промышленности и ядерного оружия. И только изредка прорывались упоминания о новых репрессиях, о тяжелой и скудной жизни миллионов людей, об идеологических "погромах" в искусстве и науке. Со второй половины 1980-х гг. хлынул поток сведений о голоде 1946–1947 гг. во многих районах страны; об освобожденных советских военнопленных, которых везли в сталинские лагеря; о разгроме генетики и ряда других направлений научной мысли; об идеологическом осуждении А. Ахматовой, М. Зощенко и других писателей; о так называемых "ленинградском деле" и "деле врачей".

Главное, что все эти публикации в основном верны. Подлинная правда истории состоит в том, что тоталитарная система умело эксплуатировала энтузиазм людей, веривших в идеалы социализма; готовых терпеть жизненные неудобства ради мира на земле; веривших обещаниям о скором наступлении счастливой жизни. Одновременно росло число людей с повышенным чувством ответственности за судьбы страны, стремившихся самостоятельно осмыслить реальное положение дел; видевших глубинные противоречия между теоретическими идеалами социализма и фактическими методами партийно-государственного руководства.

Могущественная система все более обнаруживала свою неспособность решать коренные вопросы экономической и социальной жизни. Сомнения в ее непогрешимости начинали возникать у части партийных работников. Таким образом, эти послевоенные годы стали временем нарастающего кризиса системы и растущего понимания необходимости ее реформирования.

8.1. Социально-экономическое развитие

Послевоенные годы начались с победы над фашизмом, с веры, что все самое трудное осталось за порогом невиданной в мировой истории по масштабам разрушений войны и с пафоса восстановления. Страшный итог войны гласил:

1710 разрушенных городов, 70 тысяч сожженных дотла сел и деревень, 32 тысячи уничтоженных промышленных предприятий, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей. В целом материальный ущерб, нанесенный нашей стране, был оценен в 679 млрд рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. Страна потеряла, по весьма приблизительным и пока еще дискуссионным оценкам, 27 млн человек убитыми, что составило шестую часть активного населения страны, общая численность которого в 1946 г. (172 млн человек) едва превышала уровень начала 1939 г.

Стремясь доказать мировому сообществу, что только первое в мире социалистическое государство, несмотря ни на что, в первую очередь думает о благе человека, И.В. Сталин дал указание отменить карточную систему снабжения населения, провести денежную реформу и снизить цены на различные товары. Условия проведения денежной реформы 1947 г. (обмен денег проводился с 16 декабря по 22 декабря, а в отдельных районах до 29 декабря) обусловили фактическую конфискацию наличных денег у населения, которые обменивались по курсу 10 к 1. Выиграли лишь те граждане, которые держали деньги на сберкнижках, так как здесь вклады обменивались дифференцированно. Причем суммы до трех тысяч рублей меняли 1 к 1, от трех до десяти тысяч рублей – 3 к 2, свыше десяти тысяч рублей – 2 к 1. Считалось, что это удар по спекулятивным элементам, а трудящиеся в результате реформы даже выиграют. На самом деле денежная реформа 1947 г. весьма чувствительно ударила по наиболее квалифицированным и энергичным труженикам – рабочим высоких разрядов, технической интеллигенции, а также по тем, кто был занят в тяжелых и вредных производствах (там были повышенные ставки) и в сельском хозяйстве. Сокращения коснулись именно их накоплений, которые в основном и были представлены наличностью. И наоборот, есть ряд свидетельств, говорящих о том, что часть работников партийных, советских, хозяйственных и правоохранительных органов в центре и на местах, узнав накануне об условиях проведения реформы, успели молниеносно отоварить значительные суммы наличных денег, перевели их на сберкнижки, разделили крупные вклады в сберкассе на несколько мелких, чтобы обеспечить обмен по льготному курсу, и т. д.

Широко рекламируемая кампания отмены карточной системы и понижения цен на самом деле на повышение уровня жизни народа практически не повлияла. Цены в госторговле по мере восстановления хозяйства и роста производства товаров действительно снижались. Если их уровень в четвертом квартале 1947 г., когда были отменены карточки, принять за сто, то на 1 марта 1949 г. их индекс составлял 71 %, на 1 апреля 1954 г. – 43 %. Но при этом они были более чем на треть выше довоенного уровня. Следует отметить, что от снижения цен выигрывали в большей степени люди с высокими по тем временам заработками. Зарплата же в те годы была практически заморожена.

Рыночные цены в ту пору бывали порой ниже государственных. Однако не следует забывать: в то время продавец на рынке, колхозник, представлял большинство народа, так что низкие цены означали низкий доход этого большинства. Сами недоедали, а на рынок везли – вот откуда было рыночное изобилие. Крестьян у нас в то время было около 70 млн из 170 млн. населения страны. Они паспортов не имели и покидать деревни "самовольно" не могли. Из оставшихся 100 млн примерно только 60–70 млн человек представляли собой реальных покупателей. Но и они получали не 12 месячных зарплат, а меньше, ибо их принуждали в обязательном порядке подписываться на государственные займы, обычно в размере месячного заработка.

В 1947 г. значительную часть территории страны охватил голод. Он возник после сильной засухи 1946 г., охватившей основные сельскохозяйственные житницы европейской части СССР. После войны натуральные и денежные доходы с колхозов и колхозников в пользу государства намного возросли. Новые поборы привели к гибели сотен тысяч крестьян и к окончательному обнищанию миллионов. Чтобы избежать уплаты налогов, а они взимались не в виде общей суммы, а с каждой единицы сельскохозяйственной культуры или домашнего скота и птицы, колхозники вынуждены были свертывать многостороннее хозяйство и оставлять производство только той его части, налог на которую был меньше или без чего семье грозила бы голодная смерть. Наряду с этим от колхозов требовали в виде натуральных поставок продукты, которые они не производили. Решая эту проблему, они были вынуждены приобретать эти продукты по рыночной цене и сдавать их государству бесплатно. Работа на земле превращалась в безрадостный и малодоходный принудительный труд.

Дальнейшее развитие народного хозяйства страны упиралось в порочность самой системы административно-командного социализма.

Все, даже незначительные вопросы развития экономики решались в центре, а инициатива местных хозяйственных органов была ограничена до предела. Планы и необходимые материальные фонды для их выполнения также спускались сверху. Абсурдность централизованного управления приводила к тому, что коммуникации между поставщиками, производителями и смежниками растягивались на тысячи километров. Бесхозяйственность и неразбериха порождали простои на производстве, штурмовщину и вели к огромным материальным потерям. Немыслимо вырос центральный бюрократический аппарат. Взяточничество стало обычной формой деловых отношений, ложь – образом жизни.

После войны многократно предпринимались внутриведомственные реформы, менялись характер и функции планирующих органов, но существенных изменений эти меры в руководство экономической жизнью страны не внесли. На первой сессии Верховного Совета СССР (март 1946 г.) Совет Народных Комиссаров был преобразован в Совет Министров СССР, а Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик были преобразованы в Советы Министров данных национальных образований. Этим актом как бы особенно подчеркивалась возросшая роль государства, увы, давно не зависящего от воли собственного народа.






Для любых предложений по сайту: [email protected]