Культура России XVI в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

Культура России XVI в - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс

К концу XV в. в общих чертах было завершено объединение русских земель вокруг Москвы. Превращение маленького удельного княжества в общерусское государство вызвало трансформации в социальном, политическом и культурном укладе русского общества. Стремительное изменение жизни требовало серьезного осмысления.

В 1510-1511-е гг. монах Филофей в своем «Послании» излагает концепцию о Москве как «Третьем Риме». В его изображении Москва предстает последним оплотом истинного христианства, возвысившимся вместо Рима и Константинополя («второго Рима»), которые были низвергнугы за грехи и отступничество. Москва стала «Третьим Римом», а четвёртому «не бывать». Эта теория служила нуждам идеологического оформления независимого положения Руси в мировом сообществе, утверждению равноправия Русского государства с монархиями Европы.

Проблемы политического устройства и путей развития России нашли отражение в переписке Ивана Грозного и бежавшего в 1564 г. в Литву Андрея Курбского. Обвиняя царя в деспотизме и бессмысленной жестокости, князь Курбский выступает за создание государства, в котором бы центральная власть признавала права аристократии и осуществляла управление, координируя действия с духовными и земскими соборами. Иван IV отвечал, что он самодержец, сторонник абсолютной, ничем не ограниченной монархии.

Точку зрения служилого сословия на устройство государства высказал известный публицист Иван Семёнович Пересветов. В 40-х — начале 50-х гг. XVI в. он написал несколько произведений, в которых резкой критике подверглись бояре. В своем «Сказании о Магмет-салтане он выступает как сторонник сильной самодержавной власти. Однако его позиция существенно отличается от позиции Грозного. По его мнению, царь должен искать опору в служилом дворянстве. Только дворяне, чье благосостояние всецело зависит от царских пожалований, способны на нелицемерную преданность государю. Такие идеи выдвигает И. Пересветов в своих челобитных Ивану IV.

С особой силой разгораются в XVI в. религиозные споры. Противостояние «нестяжателей» и «иосифлян», начавшееся ещё в XV в., втягивает в свою орбиту всё новые и новые умы. Традицию обличения корыстолюбия, гордыни и мирской суетности духовенства, заложенную Нилом Сорским, продолжил князь-инок Вассиан Патрикеев. Крупнейшим мыслителем, оказавшим большое влияние на развитие древнерусской мысли, был Максим Грек. Наследие Максима Грека очень обширно: это переводы, богословские труды, философские произведения. В своих сочинениях он касается проблем человека, духовного совершенствования, рассматривает и вопросы общественно-политические.

Важным мероприятием в культурной жизни XVI в. было составление большого сборника религиозной литературы (житий, поучений, памятников церковного права, повестей и сказаний), осуществленного под руководством митрополита Макария. Сборник получил название Великих Четьих-Миней. в нем произведения были распределены по дням, в которые их рекомендовалось читать.

Не меньшим размахом отличалось летописное дело. Самым обширным сводом XVI в. является Никоновская летопись. В ней были объединены большое число местных летописей, повестей и сказаний, многие из которых в самостоятельном виде не дошли до нас. На основании текста Никоновской летописи был составлен грандиозный Лицевой свод, состоявший из 10 томов. Он содержал сведения по русской и мировой истории и был богато иллюстрирован (16 тыс. миниатюр). На рубеже XV-XVI вв. составляется новый свод всемирной истории — Русский хронограф.


image21


Рис. 21. Страница Лицевого свода


Своеобразный памятник средневековой русской литературы для широкого читателя — «Домострой», составленный в середине ХVI в. сподвижником Ивана Грозного протопопом Сильвестром. В «Домострое» читатель мог найти всякого рода советы как «душеполезного», так и практического содержания. В нем определялись как обязанности человека по отношению к церкви и государю, так и нормы построения семейного быта и ведения домашнего хозяйства.

Событием огромной важности было возникновение книгопечатания на Руси. Первая типография появилась в Москве в 1553 г. Её называют анонимной, т. к. на изданиях, выпущенных этой типографией, не указано ни имя печатника, ни место, ни время печати. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили в 1564 г. Иван Фёдоров и его соратник Пётр Мстиславец. Продукция типографии отличалась большим художественным совершенством. Под давлением религиозных кругов, из-за обвинений в ереси русские печатники вынуждены были перебраться в Великое княжество Литовское. В Львове они печатают первый русский букварь с грамматикой. Продолжает развиваться книгопечатанье и в России. Однако печатная книга ещё очень долгое время существовала параллельно с книгой рукописной. Печаталась, в основном, богослужебная литература; летописи, повести и сказания продолжали переписываться от руки.

В XVI в. ведется интенсивное архитектурное строительство. В Москве строится больше каменно-кирпичных сооружений, чем за весь предыдущий период. Большое влияние на архитектурные вкусы эпохи оказал ансамбль кремлевских храмов. В очертаниях Софийского собора в Вологде, Успенского собора Троице-Сергиевого монастыря угадываются формы Успенского собора Московского Кремля, построенного Аристотелем Фиорованти в конце XV в.


image23


Рис. 22. Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря (лавры)


Наиболее интересным явлением в развитии архитектуры было возникновение новой конструкции храма, полностью порывавшей с традиционной крестово-купольной схемой, заимствованной на заре христианизации из Византии. В ее основу был положен приём, давно известный в русском деревянном зодчестве — шатёр — конструкция перекрытия, выполненная не в виде привычных сводов и опиравшихся на столпы куполов, а в виде высокой, устремленной вверх восьмигранной пирамиды. В 1532 г. была построена первая, самая известная и в художественном плане совершенная церковь Вознесения в царской резиденции селе Коломенском. Идея шатрового храма была развита в построенном в честь взятия Казани соборе Покрова на Рву (Василия Блаженного) (1560 г., арх. Барма и Постник), в котором шатром увенчана центральная башня, окруженная со всех сторон небольшими столпообразными храмами. Отличает собор также богатое декоративное убранство, построенное на сочетании красного кирпича и белокаменных резных деталей.


image24


Рис. 23. Церковь Вознесения в Коломенском


image25


Рис. 24. Покровский собор на Рву (Собор Василия Блаженного)


В 1586 г. русским мастером А. Чоховым на Пушечном дворе была отлита из бронзы Царь-пушка — средневековое артиллерийское орудие (бомбарда), которое стало уникальным памятником русской артиллерии и литейного искусства.


image22


Рис. 25. Царь-пушка


В развитии живописи можно выделить две тенденции. Стоглавый собор 1551 г. потребовал от живописцев строгого следования канонам. В качестве непререкаемого образца иконного писания утверждается творчество Андрея Рублёва и Дионисия, что привело к некоторому замедлению поступательного движения искусства, повторению заученных форм и снижению творческой составляющей в деятельности иконописцев. С другой стороны, расширяется тематика живописных произведений. В композиции фресок включаются портретные изображения (Ивана IV, митрополита Макария), аллегорические и исторические сцены.






Для любых предложений по сайту: [email protected]