История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Культура русских земель XII — первой половины XIII вв - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
В XII в. начинается развитие новых культурных центров. Социально-политические предпосылки этого процесса заключались в обособлении от Киева наиболее развитых земель, становившихся самостоятельными волостями.
Наиболее ярко эти процессы проявились в летописании. В самом начале XII в. (1113 г.) в киевской земле монахом Киево-Печерского монастыря Нестором создается Повесть временных лет. Текст летописи представляет собой связное литературно-историческое произведение, в котором нашли отражение не только событийная канва, но и религиозно-философские воззрения, политическая идеология, этика и подробности повседневной жизни человека Древней Руси. Продолжает развиваться летописание в Новгороде. Важно, что наряду с городами, в которых летописи велись уже на протяжении столетий, в начале XII в. возникает летописная традиция там, где раньше ее не было — во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях.
Много нового появляется в литературе. Литература XII—XIII вв. весьма разнообразна как по жанрам, так и по тематике.
«Слово о полку Игореве» считается одним из самых свободных от церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.). Автор «Слова» выступает за единство Русской земли, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и риск, без поддержки других князей, в погоне за добычей и почестями.
Не менее интересно «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125 гг.). На склоне жизни он пишет наставления своим детям, готовя их к нелегкому труду правителей земли. Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять, каким же должен быть настоящий князь. Образованный, смелый, деятельный, истинно верующий — таким предстает княжеский идеал в «Поучении». Непременная черта настоящего князя — забота о Русской земле. По мнению Мономаха, ради единства Руси князья обязаны оставить личные обиды и братоубийственные ссоры.
К XII в. также относится первое описание путешествия в русской литературе. Это рассказ о паломничестве («Хождение») игумена Даниила в Святую землю, т. е. в Иерусалим.
Развитие агиографического (житийного) жанра в начале XIII в. ознаменовалось формированием Киево-Печерского Патерика — сборника рассказов об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах, подвижническая жизнь которых составила его славу. Особняком в литературе стоит «Моление», или «Слово» Даниила Заточника.
Рис. 5. Георгиевский собор Юрьева монастыря
Существенные изменения происходят в архитектуре. Несмотря на то, что Киев по-прежнему сохраняет роль культурного центра Руси, во многих землях возникают свои, отличающиеся от столичных, разновидности храмов. Начинается формирование самостоятельных архитектурных школ. Базовой моделью для строительства по-прежнему служит крестово-купольная конструкция, но конкретные воплощения ее варьируются. Новгородская школа тяготеет к суровой строгости форм, монументальной мощи композиции, простоте убранства. Храмы строились из местного камня — известняка, который достаточно трудно поддается обработке. В результате стены новгородских храмов лишены резьбы и гонких украшений, имеют неровную поверхность, что придает им своеобразную «скульптурную» пластичность и особую одухотворенность. Наиболее известными по стройками новгородской школы являются Георгиевский coбор Юрьева монастыря, построенный мастером Петром (1119 г.) и церковь Спаса-Нередицы под Новгородом (1198 г.). Эта последняя церковь знаменита еще и фресками, которыми были расписаны ее стены.
Рис. 6. Церковь Спаса-Нередицы под Новгородом
Новгородские мастера смело преобразовывали традиции византийского иконописания. В XIII в. Новгороде сбывается своеобразная живописная манера. Многое в ней было заимствовано из народного творчества. Живопись была построена на контрасте ярких цветов. Характерной особенностью этих икон был красный фон, на котором с особой силой звучали чистые цвета синих, белых и желтых одеяний святых.
Совсем в ином русле развивалась архитектура Владимиро-Суздальской Руси. Масштабное строительство здесь было развернуто князем Андреем боголюбским. При нем в г. Владимире возводится большой Успенский собор (1160 г.).
Рис. 7. Успенский собор во Владимире
Город Владимир соперничал в великолепии с Киевом. В середине XII в. в нем были построены «Золотые ворота». Князь Андрей строит себе загородную резиденцию - Боголюбово, от которой до настоящего времени сохранились лишь небольшая лестничная башня и церковь Покрова на Нерли (1165 г.).
Рис. 8. «Золотые ворота» во Владимире
Рис. 9. Церковь Покрова на Нерли
Строительство продолжалось и при преемниках Боголюбского. При Всеволоде Большое Гнездо был возведен Дмитровский Собор (1197 г.). В Дмитровском соборе наиболее четко проявились характнрные черты владимирской архитектуры. Стены были украшены резьбой, в которой растительный орнамент сочетается с фигурами библейских персонажей и фантастических зверей. Традиции белокаменной резьбы нашли свое выражение в Георгиевском Соборе в Юрьеве-Польском (1234 г.) - храм был покрыт каменными узорами от фундамента до купола.
Рис. 10. Дмитровский собор во Владимире
Рис. 11. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Интересными новшествами было ознаменовано развитие архитектурных школ Полоцка, Смоленска и Чернигова. Сначала в Полоцке, а затем в Смоленске и Чернигове была выработана новая концепция пространственной организации архитектурных объемов храма. Обычному крестово-купольному храму придавалась особая устремленность ввысь, был найден архитектурный образ стремительного вертикального движения. Такие храмы называют столпообразными. Классическим воплощением идеи столпообразного храма считается Спасо-Преображенский собор Ефросиньевского монастыря в Полоцке (зодчий Иоанн, 1159 г.), собор Архангела Михаила в Смоленске (конец XII в.) и церковь Параскевы Пятницы в Чернигове (конец XII в., зодчий Петр Милонег).
Рис. 12. Церковь Параскевы Пятницы в Чернигове
Таким образом, к XII в. византийские новшества, привнесенные на славянскую почву в связи с крещением, оказались органично включены в развитие национальной культуры, составив с ней неразрывное единство.