История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Культура СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (1945-1953 гг.) - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Великая Отечественная война — одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев; многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров и др.
Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Тёркин - герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского.
В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно- патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г.
Рис. 177. Афиша фильма «Иван Грозный»
Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именовались «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде.
Рис. 178. И. М. Тоидзе. Плакат «Родина-мать зовет!»
Рис. 179. Карикатура Кукрыниксов
Рис. 180. А. А. Дейнека. Оборона Севастополя
Рис. 181. А. А. Пластов. Фашист пролетел
Рис. 182. С. В. Герасимов. Мать партизана
Важнейшей задачей Советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Довольно быстро удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, поскольку нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах.
Дополнительные инвестиции шли и в науку. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. Открывались новые научно-исследовательские институты, были созданы новые Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии. Однако по-прежнему в отношении власти к науке продолжал господствовать грубый диктат бюрократии. По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 г. место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 г., генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области.
Государство эксплуатировало труд ученых, осужденных за «антисоветскую деятельность». Их содержали в специальных зонах («шарашках»), где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.
Еще более губительным оказалось давление партийно-государственного пресса для гуманитарной науки. Научную общественность сотрясали разворачивавшиеся одна за другой кампании: кампанию по борьбе с формализмом сменила кампания по борьбе с «космополитизмом и низкопоклонством перед Западом». Партийные деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 г. дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 г.) и по политэкономии (1951 г.) принял участие И. В. Сталин.
Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946-48 гг. были приняты постановления ЦК ВКП(б): «О журналах „Звезда” и „Ленинград"», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме „Большая жизнь”», «Об опере В. Мурадели „Большая жизнь”». Преследованиям подвергались многие известные советские композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский. В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев.
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Тёркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиции передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 г.).
Рис. 183. Ю. М. Непринцев. Отдых после боя («Василий Тёркин»)
Рис. 184. Т. Н. Яблонская. Хлеб
Рис. 185. А. И. Лактионов. Письмо с фронта
Рис. 186. Ф. П. Решетников. Опять двойка
Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев. Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых юрах.
Рис. 187. Главное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова