История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Русское искусство во второй половине XIX — начале XX вв - История развития российской культуры: справочные материалы 10-11 класс
Пути развития русского искусства второй половины XIX в. во многом совпадают с движением развития литературы. Изобразительное искусство не могло остаться в стороне от процессов, происходивших в общественном сознании. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма.
Рис. 96. В. Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе
Рис. 97. В. Г. Перов. Проводы покойника
Рис. 98. В. Г. Перов. Тройка
Одним из первых мастеров этого направления был Василий Григорьевич Перов. Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г., «Проводы покойника» 1865 г., «Тройка» 1868 г.) являют собой горестные истории жизни простого народа, изложенные языком живописи. Также он был талантливым портретистом. К 1860-1870-м гг. относятся замечательные портреты Ф. М. Достоевского. А. Н. Островского, И. С. Тургенева.
Рис. 99. В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского
Рис. 100. В. Г. Перов. Портрет Ф. М. Достоевского
Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. В 1863 г. группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, приложив вместо этого выбрать тему, связанную с проблемами современного общества. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И. Н. Крамским не окончив официально курса, покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве И. Н. Крамской, В. Г. Перов, Н. Н. Ге и Г. Г. Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Товарищество устраивало выставки в Петербурге, Москве, Харькове, Казани, Орле, Одессе. В состав товарищества передвижников в разное время входили И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин А. И. Куинжи, И. И. Левитан, М. В. Васнецов, Н. А. Ярошенко и др.
Общепризнанным идейным лидером этого объединения был Иван Николаевич Крамской. Крупнейшая работа И. Н Крамского - картина «Христос в пустыне» (1872 г.). Также он был прекрасным портретистом. Им созданы портреты писателей Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, художника И. И. Шишкина, знаменитого коллекционера, мецената, создателя галереи русской живописи П. М. Третьякова. Большую популярность приобрела «Незнакомка» написанная художником в 1883 г.
Батальный жанр был представлен работами В. В. Верещагина художника, неоднократно участвовавшего в боевых действиях и показавшего картины войны в ее непарадных проявлениях («Апофеоз воины», 1871 г., «Балканская серия» 1877-1881 гг.).
Рис. 101. И. Н. Крамской. Христос в пустыне
Рис. 102. И. Н. Крамской. Портрет Л. И. Толстого
Рис. 103. И. Н. Крамской. Незнакомка
Рис. 104. В. В. Верещагин. Апофеоз войны
Небывалого расцвета достиг пейзаж. Пейзажная живопись превратилась в одну из передовых областей развития художественного творчества. Совершенствовались выразительные средства, развивалась техника. Пейзаж второй половины XIX — начала XX вв. — это живопись, через образы природы передающая тончайшие движения человеческой души. Мастерами пейзажа в России были А. К. Саврасов («Грачи прилетели» 1871 г.), И. И. Шишкин («Рожь» 1878 г., «Утро и сосновом бору» 1889 г.), А. И. Куинжи («Березовая рота» 1879 г., «Лунная ночь на Днепре» 1880 г.), В. Д. Поленов («Московский дворик» 1878 г.), И. И. Левитан («Вечерний звон» 1892 г., «Весна. Большая вода» 1897 г.), К. А. Коровин («Зимой» 1894 г. «Париж. Бульвар капуцинок» 1906 г.) и пр.
Вершины реалистическое искусство второй половины XIX в. достигло в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Одна из первых больших работ Репина — картина «Бурлаки на Волге» (1873 г.) имела большой успех. На протяжении всей жизни он писал и портреты. Им создана целая портретная галерея современников: русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова, писателей Д. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого, инженера А. И. Дельвига, актрисы П. А. Стрепетовой. Величайшими произведениями русской живописи являются картины И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883 г.), «Не ждали» (1888 г.), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891 г.), «Торжественное заседание Государственного совета» (1903 г.).
Рис. 105. А. К. Саврасов. Грачи прилетели
Рис. 106. И. И. Шишкин. Рожь
Рис. 107. И. И. Шишкин. Утро в сосновом бору
Рис. 108. В. Д. Поленов. Московский дворик
Рис. 109. И. И. Левитан. Вечерний звон
Рис. 110. И. Е. Репин. Бурлаки на Волге
Рис. 111. И. Е. Репин. Портрет Л. Н. Толстого
Рис. 112. И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии
Историческая живопись нашла свое выражение в творчестве Василия Ивановича Сурикова. В истории художника более всего интересовали люди: народная масса и сильные яркие личности («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»). К позднему периоду творчества В. И. Сурикова относятся картины «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход А. В. Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1907 г.).
Кроме В. И. Сурикова, картины на исторические темы писал В. М. Васнецов. Образ истории в его произведениях имеет ощутимый былинный, сказочный оттенок: «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Алёнушка» (1881 г.), особенно ярко соединение эпоса и истории проявилось в грандиозном полотне «Богатыри» (1898 г.).
Рис. 113. И. Е. Репин. Не ждали
Рис. 114. И. Е. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Рис. 115. И. Е. Репин. Торжественное заседание Государственного совета
Рис. 116. В. И. Суриков. Утро стрелецкой казни
Рис. 117. В. И. Суриков. Меншиков в Берёзове
Рис. 118. В. И. Суриков. Боярыня Морозова
Рис. 119. В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком
Рис. 120. В. И. Суриков. Переход А. В. Суворова через Альпы
Рис. 121. В. И. Суриков. Степан Разин
Учеником И. Е. Репина был Валентин Александрович Серов — один из величайших русских живописцев, расцвет таланта которого пришелся на рубеж веков. К лучшим произведениям раннего периода его творчества относится «Девочка с персиками» (1887 г.). Как и большинство художников своего времени, В. А. Серов проявлял интерес к портретной живописи. Им создано большое количество живописных и графических портретов его современников (портреты художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, актрисы М. Н. Ермоловой, писателей А. П. Чехова, А. М. Горького и др.). Творчество В. А. Серова ознаменовало собой смену эпох в изобразительном искусстве. Начав как реалист, близкий движению передвижников, Серов затем отходит от традиции, заданной художниками второй половины XIX в. В начале XX в. определяющим становится стиль модерн, проявившийся во всех областях художественного творчества. Он выразился в отходе художников от социально значимой тематики и образной системы критического реализма. Для модерна характерно утверждение идеи самодовлеющей ценности искусства («искусство для искусства») и определяющего значения эстетической составляющий художественного творчества. Отсюда проистекает частое соединение символической идеи и декоративного мотива, преобладание Плоского цветового пятна, гибкой линии, которые не выделяют объема, а сливают их с плоскостью, выдвигая в качестве определяющей при построении композиции декоративно-узорное начало. Влияние Модерна сказывается в исторических полотнах В. А. Серова («Пётр I» 1907 г.). Однако наиболее сильно отход от классических канонов проявился в картине «Похищение Европы» (1910 г.).
Рис. 122. В. М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами
Рис. 123. В. М. Васнецов. Алёнушка
Рис. 124. В. Л. Васнецов. Богатыри
Рис. 125. В. А. Серов. Девочка с персиками
Рис. 126. В. А. Серов. Портрет М. И. Ермоловой
В 1898 г. в Петербурге было основано новое художественное объединение, получившее название «Мир искусства». Во главе образовавшегося кружка встали художник А. Н. Бенуа и меценат С. П. Дягилев. Основное ядро объединения составили Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов. «Мир искусства» устраивал выставки и издавал журнал под тем же названием. В объединение входили очень многие художники: М. А. Врубель, В. А. Серов, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, 3. Е. Серебрякова, К. С. Петров-Водкин. Эстетика большинства представителей «Мира искусства» являет собой русский вариант модерна. «Мирискуссники» отстаивали свободу индивидуального творчества. Главным источником вдохновения признавалась красота. В поисках прекрасного художники «Мира искусства» в своих работах часто обращаются к памятникам прошлого, для них социальные проблемы в истории теряют первостепенное значение, ведущее место в творчестве занимает изображение красоты старинного быта, реконструкция исторических пейзажей.
В Изящество галантного XVIII в., прихотливость и некоторая театральность барокко, изысканная красота придворного быта стали темами для работ А. Н. Бенуа («Прогулка короля» 1906 г.), Е. Е. Лансере («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1905 г.), К. А. Сомова («Прогулка маркизы» 1909 г., «Зима. Каток» 1915 г.).
Рис. 127. В. А. Серов. Портрет А. М. Горького
Рис. 128. В. А. Серов. Пётр I
Рис. 129. В. А. Серов. Похищение Европы
Рис. 130. А. Н. Бенуа. Прогулка короля
Рис. 131. Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе
Рис. 132. К. А. Сомов. Зима. Каток
Мир древнерусской истории был представлен в работах А. П. Рябушкина («Московская улица XVII века в праздничный день» 1895 г.. «Свадебный проезд в Москве. XVII столетие» 1901 г.), Н. К. Рериха («Заморские гости» 1901 г.), М. В. Нестерова («Великий постриг», «На Руси»).
Много работали художники «Мира искусства» для театра. Выдающиеся театральные декорации для «русских сезонов», которые устраивал в Париже С. П. Дягилев, создал Л. С. Бакст.
Значительную роль в развитии русского модерна сыграл Абрамцевский художественный кружок, в котором были объединены представители московской творческой интеллигенции. Центром объединения стал известный предприниматель и меценат С. И. Мамонтов, оказывавший материальную поддержку художникам, помогший им воплотить в жизнь их творческие замыслы. Художники собирались в подмосковном имении С. И. Мамонтова Абрамцево, где им были созданы условия для работы. Членами кружка были скульптор М. М. Антокольский, В. М. и А. М. Васнецовы, К. А. Коровин, И. И. Левитан, В. М. Нестеров, В. Д. Поленов, В. А. Серов.
Членом абрамцевскою кружка был один из интереснейших русских художников М. А. Врубель. Таинственность, мистичность, загадочность полотен Врубеля («Демон» 1890 г., «Царевна-лебедь» 1900 г.), особая техника живописи, в основу которой был положен резкий, ломающийся штрих, расчленение объема на множество пересекающихся граней и плоскостей, мозаичный мазок сближает творчество художника с установками представителей символизма.
Возникновение художественных объединений является общей тенденцией как для литературы, так и для изобразительного искусства. Большую роль в развитии изобразительного искусства начала XX в. сыграли «Союз русских художников»; «Бубновый валет», «Голубая роза» и др.
Рис. 133. А. П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день
Рис. 134. Н. К. Рерих. Заморские гости
Рис. 135. М. В. Нестеров. Великий постриг
Рис. 136. М. В. Нестеров. На Руси
Рис. 137. М. А. Врубель. Демон
Рис. 138. М. А. Врубель. Царевна-лебедь
Начало XX в. — время развития и становления русского модернизма, представленного огромным количеством самых разнообразных течений и направлений: фовизм, футуризм, кубизм, супрематизм и т. п. Для модернизма характерно отрицание опыта традиционного искусства. Уже в конце XIX в. многие художники начали поиски нетрадиционных форм, но до начала XX в. они не были столь радикальными. Если художники русского модерна искали в прошлом источники истинной красоты и вдохновения, то модернизм решительно порывал с ним. Новое направление осознавало себя находящимся на переднем крае развития искусства — авангардом. Виднейшими представителями авангарда были родоначальник абстрактного искусства В. В. Кандинский («Импровизация № 7» 1910 г., «Смутное» 1917 г.), М. 3. Шагал («Автопортрет с семью пальцами» 1911 г., «Над городом» 1914 г.), П. А. Филонов («Пир королей» 1913 г., «Крестьянская семья» 1914 г.) и К. С. Малевич, основатель супрематизма — художественного направления, доведшего идею беспредметной абстрактной живописи до логического завершения. В картинах Малевича гармония достигается сочетанием простых геометрических форм (цветных прямоугольников, треугольников, прямых линий). Программное произведение К. С. Малевича — «Чёрный квадрат» (1913 г.) — стало идейным манифестом супрематизма.
Весьма значительные изменения происходят в архитектуре. Единство стиля, соблюдавшееся до второй половины XIX в., уступило место эклектике (смешению стилей). Распространенным приемом встала стилизация — возводя новые здания, архитекторы придавали их внешнему облику черты архитектурных стилей минувших эпох. Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (1818—1858 гг.), строительством которого занимался О. Г. Монферран (см. рис. 76).
В псевдовизантийском стиле работал К. А. Тон, которому принадалежит проект храма Христа Спасителя в Москве. Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московских) соответственно в Москве и Петербурге.
Рис. 139. В. В. Кандинский. Импровизация № 7
Рис. 140. В. В. Кандинский. Смутное
Рис. 141. М. 3. Шагал. Автопортрет с семью пальцами
Рис. 142. М. З. Шагал. Над городом
Рис. 143. П. А. Филонов. Пир королей
Рис. 144. П. А. Филонов. Крестьянская семья
Рис. 145. К. С. Малевич. Чёрный квадрат
Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А. А. Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А. А. Семёнова и О. В. Шервуда (Исторический музей в Москве). Для псевдорусского стиля характерно широкое использование декоративных элементов архитектуры XVII в. при сохранении современной планировки внутренних объемов.
Рис. 146. Храм Христа Спасителя в Москве
Рис. 147. Большой Кремлевский дворец
Рис. 148. Московский вокзал в Санкт-Петербурге
Рис. 149. Храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге
Рис. 150. Исторический музей в Москве
Важной вехой в развитии архитектуры начала XX в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих Очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф. О. Шехтеля (особняк С. П. Рябушинского 1902 г.).
Рис. 151. Особняк С. П. Рябушинского
Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре второй половины XIX в. было появление нового типа зданий — доходных домов, т. е. многоквартирных, как правило, многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем.
В скульптуре второй половины XIX в. наиболее интересно творчество М. М. Антокольского. Небольшие по размерам, камерные, станковые работы Антокольского отличаются большой выразительностью. В портретах великих личностей прошлого («Иван Грозный» 1870 г., «Пётр I» 1872 г., «Умирающий Сократ» 1875 г., «Спиноза» 1882 г.) отсутствие внешней монументальности было оправдано тонким психологизмом и убедительностью образов, воссозданных мастером по документальным свидетельствам с большой долей художественного вымысла.
Рис. 152. М. М. Антокольский. Иван Грозный
Рис. 153. М. М. Антокольский. Пётр I
В 1880 г. в Москве был установлен один из первых памятников А. С. Пушкину, создателем которого был скульптор А. М. Опекушин.
Наиболее крупными скульпторами рубежа XIX-XX вв. были П. П. Трубецкой и С. Т. Конёнков. Самой известной работой П. П. Трубецкого является бронзовый памятник Александру III. Трубецкому удалось точно передать характер Александра — императора, поставившего главной целью своей жизни сохранение незыблемости традиций российского самодержавия. Тяжеловесная внушительность грузной фигуры царя, сидящего на столь же тяжеловесном коне, являла собой образ давящей грубой силы, грозного величия. Творчество С. Т. Конёнкова весьма разнообразно. Наряду с остросоциальными темами («Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина» 1906 г.), его внимание привлекала славянская мифология, русский фольклор, сказки («Стрибог» 1910 г., «Старичок-полевичок» 1910 г.).
Рис. 154. М. М. Антокольский. Умирающий Сократ
Рис. 155. А. М. Опекушин. Памятник А. С. Пушкину
Рис. 156. П. П. Трубецкой. Памятник Александру III
Рис. 157. С. Т. Конёнков. Старичок-полевичок и Стрибог
Больших высот во второй половине XIX — начале XX вв. достигло русское театральное искусство. В его развитии произошли существенные изменения: в репертуаре увеличивается количество пьес отечественных авторов (А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького), открываются новые театры, в том числе и в провинции. Важным этапом в развитии русского сценического искусства было создание в 1898 г. Московского Художественного театра (МХТ). Создателями театра были К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Главной особенностью МХТ были демократизм и новаторство. На его сцене шли пьесы Чехова, Горького, Ибсена, Метерлинка, Островского и др. Всемирную известность получила система работы актера над образом, разработанная К. С. Станиславским. Эпоха породила целую плеяду замечательных актеров: актриса московского Малого театра М. Н. Ермолова, петербургского Александринского театра П. А. Стрепетова, актер МХТ В. И. Качалов и др.
В конце XIX в. в русскую культуру входит кино. Первые киносеансы в Москве и Петербурге состоялись в 1896 г. В 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». Появились кинорежиссеры и актеры. Известными актерами стали И. Мозжухин, В. Холодная, А. Коонен.
Во второй половине XIX в. продолжает развиваться русская национальная музыкальная школа, основателем которой в первой половине столетия стал М. И. Глинка. Его традиции развивали композиторы «Могучей кучки», творческого союза выдающихся русских композиторов, сложившегося в 1862 г. в Петербурге. В группу вошли: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Организатором этой группы был М. А. Балакирев. Композиторы «Могучей кучки» боролись за укрепление и развитие национального стиля в музыке. Важнейшей сферой деятельности для них было собирание и издание народных песен. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Пётр Ильич Чайковский — создатель высочайших образцовопер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.
На рубеже веков русская музыка была обогащена приходом в нее Новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глацунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист Л. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова. НЫдаюшегося композитора, пианиста и дирижера.
Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра - оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Ф. И. Шаляпина, балетмейстеров и танцовщиков М. М. Фокина, В. Ф. Нижинского, балерины А. П. Павловой получили широкую известность как в России, так и за рубежом. Большое значение для распространения и популяризации русского искусства в Европе имели «Русские сезоны» - гастроли русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым в Париже и Лондоне (1908-1914 гг.).