Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ: 1985—1991 гг. - ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985—1991 ГГ.
Цель урока: сформировать убеждение в неизбежности радикального обновления советской экономической системы; рассказать об альтернативных вариантах экономических реформ в стране; разъяснить, почему предпринятые М. С. Горбачевым и его окружением шаги не дали ожидаемого результата, а также в чем состояли причины тяжелейшего кризиса, в котором оказалась экономика СССР в 1991 г.
Основные знания: предпосылки и необходимость реформирования советской экономической системы; концепция «ускорения социально-экономического развития страны»; экономическая реформа 1987 г.; концепция регулируемого рынка; программа «500 дней».
Основные понятия: ускорение; научно-технический прогресс; рыночная экономика; арендный подряд; кооперация; теневая экономика; демонополизация; децентрализация; разгосударствление; акционирование; техногенная катастрофа.
Работа с историческими источниками: доклад М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г.; материалы июньского 1987 г. Пленума ЦК КПСС; программа «500 дней»; воспоминания Н. И. Рыжкова «Перестройка: тайная история предательств» (М., 1992); воспоминания Л. И. Абалкина «Неиспользованный шанс. Полтора года в правительстве» (М., 1991); мемуары Н. К. Байбакова «Сорок лет в правительстве» (М., 1993).
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.
Основные даты: апрель 1985 г. — провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития»; июнь 1987 г. — принятие на Пленуме ЦК КПСС экономической реформы; 1990 г. — программа «500 дней».
Проблемы для дискуссии. Советская экономическая модель: проблема исторической ограниченности. Причины неудач социалистического реформирования экономики СССР. Советская экономика в конце 80-х — начале 90-х гг.: проблема альтернатив.
Основным материалом темы является выяснение сущности двух главных правительственных программ: реформы 1987 г. и проекта 1990 г., а также альтернативной экономической программы «500 дней». Для закрепления материала ученикам можно предложить заполнить таблицу.
Составляющие программы |
Реформа 1987 г. |
Проект 1990 г. |
«500 дней» |
Расширение самостоятельности предприятий |
|||
Возрождение частного сектора через кооперацию |
|||
Отказ от монополии внешней торговли |
|||
Введение параллельного хождения доллара |
|||
Интеграция в мировой рынок |
|||
Сокращение числа отраслевых министерств |
|||
Переход в расчетах со странами СЭВ на СКВ |
|||
Признание равенства новых форм хозяйствования на селе |
|||
Перевод предприятий на аренду |
|||
Постепенная демонополизация |
|||
Децентрализация производства |
|||
Продажа предприятий зарубежным инвесторам |
|||
Разгосударствление собственности |
|||
Разрешение купли-продажи земли |
|||
Создание акционерных обществ |
|||
Развитие частного предпринимательства |
По материалам таблицы ученикам могут быть предложены вопросы: чем можно объяснить необходимость корректировки основных положений реформы 1987 г.? В каком направлении происходила эта корректировка? Чем отличались обе правительственные программы от главной цели и основных положений программы С. Шаталина — Г. Явлинского «500 дней»?
При анализе экономического положения СССР в годы перестройки может помочь анализ на уроке следующих данных:
Рост дефицита государственного бюджета СССР
Чем вы объясните тройное увеличение дефицита государственного бюджета всего за 1 год?
Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих:
1985 г. |
— |
190 руб. |
1989 г. |
— |
240 руб. |
|||
1987 г. |
— |
202 руб. |
1990 г. |
— |
270 руб. |
|||
1988 г. |
— |
220 руб. |
1991 г. |
— |
530 руб. |
Неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги:
1990 г. — 165 млрд. руб.
Производство основных видов пищевой продукции (в % к предыдущему году)
Виды продукции |
Годы |
||
1989 |
1990 |
1991 |
|
Мясо |
100,9 |
97 |
84 |
Колбасы |
102 |
100 |
91 |
Рыбная продукция |
96 |
93 |
89 |
Животное масло |
100,4 |
100,2 |
87 |
Сыры |
101 |
98 |
86 |
Молоко |
103 |
100,1 |
89 |
Маргарин |
100,6 |
93 |
78 |
Сахар-песок |
107 |
91 |
87 |
Крупа |
— |
96 |
93 |
Кондитерские изделия |
105 |
103 |
92 |
Соль |
101 |
98 |
98 |
Растительное масло |
103 |
100,3 |
99,2 |
Вопросы к этим материалам: чем можно объяснить значительный рост фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985—1991 гг.? Каковы причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989—1991 гг.? В чем вы видите причины огромного неудовлетворенного спроса на товары и услуги в 1990 г.? К каким последствиям это могло привести? В чем власти видели выход из создавшегося положения?
Для текущего и итогового контроля по этой теме предлагаются следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Какие альтернативы экономического развития страны существовали к середине 80-х гг.? Когда провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития? Какие направления этого курса обозначены партийным руководством как приоритетные? Какова цель введенной системы госприемки? Когда и в связи с чем выработана первая за годы перестройки экономическая программа? Каковы основные направления экономической реформы 1987 г.? Чем они отличались от традиционной советской экономической модели? Затрагивала ли эта реформа основы традиционной экономической модели? Каковы результаты экономической реформы 1987 г.? Когда и в связи с чем начался второй этап экономической реформы и что нового в сравнении с предыдущим он в себе нес?
Второй уровень. Каковы результаты внедрения новых экономических отношений в 1988—1990 гг.? Какие альтернативные варианты экономического реформирования появились в середине 1990 г.? Чем можно объяснить их разработку? Что такое программа «500 дней»? Почему руководство КПСС не пошло на реализацию этой программы? Какие трудности и проблемы появились в экономическом развитии страны к 1990—1991 гг. и чем они объясняются? Какие точки зрения на пути выхода из кризиса имелись у руководства страны в 1991 г.? Была ли неизбежной полная смена советской модели экономического развития в начале 90-х гг.?
Третий уровень. Дайте оценку основных этапов экономического реформирования в СССР за годы перестройки. Назовите общие причины неудач в реформировании экономики за этот период. Чем можно объяснить курс партийного руководства в 1990 г. на переход к рынку? Почему оно так и не рискнуло начать переход к рынку?
Задание на дом. § 49 и вопросы к нему. Задания 5, 6, 7 из рабочей тетради (вып. 3, с. 70—72).