Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
«ОТТЕПЕЛЬ» В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - СССР В 1953 — СЕРЕДИНЕ 60-Х ГГ.
Цель урока: усвоить предпосылки и значение преодоления сталинизма в области духовной жизни; на конкретных примерах рассмотреть, по каким направлениям шел этот процесс, кто из выдающихся деятелей отечественной культуры его возглавлял; отметить, что, несмотря на «оттепель», партийно-государственный контроль за этой сферой жизни общества вовсе не был утрачен; понять, какие новые формы влияния власти на творческую интеллигенцию появились после смерти Сталина, насколько они были эффективны, какими методами партийное руководство пресекало проявление инакомыслия в среде деятелей культуры.
Основные знания: преодоление сталинизма в литературе и искусстве; пределы «оттепели»; особенности развития отечественной науки; политика властей в области образования; достижения советской литературы, музыкального искусства, кино, живописи и архитектуры.
Основные понятия: «оттепель»; формализм в искусстве; социалистический реализм.
Работа с историческими источниками: постановление Пленума ЦК КПСС «Об очередных задачах идеологической работы партии» (июнь 1963 г.); сборник речей и выступлений Н. С. Хрущева «Высокое призвание литературы и искусства» (М., 1963); дневник К. И. Чуковского (1930—1969 гг.) (М., 1995); воспоминания Г. П. Вишневской «Галина» (М., 1994. — С. 234—250); «Воспоминания» Н. С. Хрущева (М., 1997. — С. 456—473); постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» (1958 г.).
Работа с материалами компьютерного учебника: CD-3—CD-4.
Основные персоналии: И. Эренбург; Б. Пастернак; Ф. Абрамов; В. Панова; Ф. Панферов; А. Фадеев; А. Твардовский; В. Дудинцев; Д. Шостакович; А. Вознесенский; Е. Евтушенко; Э. Неизвестный; С. Королев; В. Челомей.
Основные даты: 1956 г. — создание Объединенного института ядерных исследований в Дубне; 1957 г. — создание советскими учеными самого мощного в мире синхрофазотрона; 1957 г. — спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин»; 1958 г. — «дело» Б. Пастернака.
Вопросы для дискуссии. Можно ли считать, что диссидентское движение выросло из хрущевской «оттепели»? Согласны ли вы с утверждением о том, что главным источником нарастания деструктивных настроений в обществе была «вседозволенность» интеллигенции? Была ли такая вседозволенность?
Центральное место на уроке занимают вопросы эволюции партийно-государственной политики в области литературы и искусства. Вместе с тем важно добиться, чтобы у учеников не сложилось об этом периоде одностороннего представления. Для этого следует включить новый дополнительный материал, показывающий достижения отечественной культуры в эти годы.
Яркими музыкальными произведениями было отмечено начало творческой деятельности молодых композиторов Э. Денисова, А. Петрова, Г. Свиридова, А. Шнитке, Р. Щедрина, А. Эшпая и др. Вся страна пела песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.).
В советской живописи было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг. Наряду с жизнеутверждающими работами известных мастеров («Мама» А. Пластова, «Автопортрет» Р. Фалька и др.), картинами талантливых художников-новаторов Э. Белютина, Б. Жутовского, Ю. Соостера утверждалось новое направление — «суровый стиль» с его подчеркнутым драматизмом в оценке жизненных явлений («Наши будни» и «Геологи» П. Никонова, «Плотогоны» Н. Андронова и др.). В то же время консерваторам в руководстве Академии художеств удалось в 1962 г. добиться от Хрущева осуждения левых течений «абстракционистов» и «формалистов». Но «запретить» их было уже нельзя.
К советскому зрителю вернулось творчество выдающихся скульпторов С. Коненкова и С. Эрьзи (Нефедова), возвратившихся из долгой эмиграции. «Автопортрет» Коненкова (1964 г.), серия женских портретов Эрьзи наряду с работами других мастеров вызвали живой отклик у современников.
Благодаря начавшейся «оттепели», отечественная культура обогатилась многими яркими произведениями, получившими признание не только на родине, но и за рубежом. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кинофестивалях в Каннах («Летят журавли» М. Калатозова) и Венеции («Иваново детство» А. Тарковского). В кинематографе появились новые имена, на долгие годы определившие его развитие: С. Бондарчук («Судьба человека»), Л. Гайдай («Пес Барбос и необычайный кросс», «Операция Ы» и др.), Г. Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»), М. Хуциев («Весна на Заречной улице», «Застава Ильича»), Э. Рязанов («Карнавальная ночь», «Гусарская баллада»).
В историю отечественной литературы этих лет вошли выдающиеся произведения о прошедшей войне Ю. Бондарева («Батальоны просят огня», «Тишина») и Г. Бакланова («Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»).
Многозначной по своему духовному воздействию на общество была деятельность А. Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир», давшего читателю много новых имен и поставившего перед ним много новых проблем.
К читателям вернулись произведения А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой и многих других выдающихся деятелей отечественной культуры.
Для закрепления нового материала можно предложить учащимся записать в тетради или на доске писателей — авторов известных произведений 50-х — начала 60-х гг. и выделить из этого списка те их произведения, которые вышли в свет в период «оттепели»: М. А. Шолохов. «Поднятая целина», В. Н. Померанцев. «Об искренности в литературе», А. Н. Толстой. «Петр Первый», И. Г. Эренбург. «Оттепель», В. Ф. Панова. «Времена года», Ф. И. Панферов. «Волга-матушка река», А. А. Фадеев. «Молодая гвардия», В. Д. Дудинцев. «Не хлебом единым», Д. А. Гранин. «Искатели», Е. Я. Дорош. «Деревенский дневник», Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго», А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», А. Б. Чаковский. «Блокада».
Для закрепления и повторения материала урока можно предложить учащимся следующие вопросы и задания:
Первый уровень. Почему было необходимо преодолеть сталинизм в литературе и искусстве? В чем пагубное воздействие сталинизма на эту сферу жизни советского общества? Какие произведения литературы стали «первыми ласточками» в этом направлении? Кого из литераторов — первых критиков сталинизма в 50-е гг. — вы знаете? Произведения каких репрессированных литераторов стали достоянием читателя после 1953 г.? Какие новые формы воздействия на деятелей литературы и искусства появились в 1953—1964 гг.? В чем проявилось ослабление идеологического пресса после смерти Сталина? Какие факты свидетельствуют об относительности и ограниченном характере «оттепели» в духовной жизни общества? Какие меры приняло новое советское руководство в области школьного образования? Когда была проведена реформа образования и каковы ее составляющие? Что вам известно о достижениях советских ученых и техников в 1953—1964 гг.? Какие ученые и конструкторы этого периода вам наиболее известны?
Второй уровень. Назовите объективные и субъективные причины, мешавшие внедрению науки и техники в производство. Какие из них вы считаете определяющими? В чем причины противоречивости и непоследовательности курса И. С. Хрущева в отношении творческой интеллигенции? Какие общественные процессы зародились под воздействием хрущевской «оттепели»? В чем противоречивость реформы образования 1958 г.? В чем вы видите противоречия в духовной жизни советского общества в 1953—1964 гг.? Какие достижения в развитии советской науки и техники свидетельствуют о качественно новом этапе их развития на рубеже 50-х — начала 60-х гг.? Почему не были отменены наиболее одиозные «литературные» постановления ЦК партии 40-х гг. во время хрущевской «оттепели»? Какие новые имена появились в советской литературе на волне «оттепели»? Какие перемены произошли в развитии советского балетного и оперного искусства в 1953—1964 гг.?
Третий уровень. Каковы, по-вашему, причины самоубийства А. А. Фадеева в 1956 г.? Как реагировала общественность на «дело Пастернака» и почему?
Задание на дом. § 42 и вопросы к нему. Задания 3, 4 из рабочей тетради (вып. 3, с. 21—23).