Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ - СССР В 1945—1953 ГГ.
Цель урока: дать полное представление о характере экономического ущерба и численности людских потерь за весь военный период; рассмотреть различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики, поиск путей ее реформирования; особое внимание уделить героическим усилиям советского народа, в кратчайший срок сумевшего не только восстановить, но и дать импульс дальнейшему развитию экономики СССР; усвоить противоречивый характер развития традиционной советской экономической модели, вскрыть причины, тормозившие ее поступательное движение.
Основные знания: потери СССР в войне; экономические дискуссии; развитие промышленности и сельского хозяйства в 1945—1952 гг.
Основные понятия: восстановительный период; стахановское движение; национальное богатство; дефицитная экономика; диспропорция; репарации; репатриация; хозрасчет; «холодная война».
Работа с исторической картой: показать на карте «Народное хозяйство СССР в 1946—1965 гг.» крупнейшие народно-хозяйственные объекты, восстановленные еще до завершения войны; назвать и показать на карте города СССР, наиболее пострадавшие от агрессии; показать крупнейшие стройки четвертой пятилетки.
Работа с историческими источниками: чтение и комментирование отрывка из работы И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР»; откликов советских людей на снижение розничных цен на продовольственные товары в 1952 г.; фрагмента доклада Н. С. Хрущева XX съезду КПСС с оценкой экономической политики первых послевоенных лет.
Учитель может предложить учащимся прочитать первый раздел параграфа и заполнить на основании изложенного в нем материала таблицу «Материальный урон, нанесенный советскому народу гитлеровской агрессией»:
Потери советских людей: |
|
Разрушено: |
|
городов |
|
сел и деревень |
|
заводов и фабрик |
|
шахт |
|
километров железных дорог |
|
Сокращение посевных площадей |
|
Общий материальный ущерб |
При объяснении содержания второго раздела параграфа («Экономические дискуссии 1945—1946 гг.») можно привлечь материалы трех вышедших в последние годы книг:Хрущев Н. С. «Воспоминания» (М., 1997. — С. 167—213), Байбаков Н. К. «Сорок лет в правительстве» (М., 1993. — С. 64—65), «Премьер известный и неизвестный. Воспоминания о А. Н. Косыгине» (М., 1997. — С. 101—106) и др. Для уяснения содержания сущности альтернативных взглядов, высказанных в ходе экономической дискуссии, можно использовать приведенную в хрестоматии записку ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о письме кандидата экономических наук С. И. Мерзенева.
В аннотации этого письма говорилось: «Анализируя высказывания Маркса и Энгельса о социализме и капитализме, т. Мерзенев считает, что Маркс переоценил общественное начало и недооценил индивидуальное начало в эпоху социализма. Его высказывания, что при социализме будут обобществлены средства производства и труд и, следовательно, невозможно существование товарного хозяйства, неверны. Т. Мерзенев считает, что необходим пересмотр учения Маркса о сельском хозяйстве как натуральном хозяйстве».
Закреплению этого материала может способствовать выполнение задания 6 в рабочей тетради (вып. 2, с. 89).
При рассмотрении третьего раздела параграфа учащимся можно предложить заполнить таблицу «Доходы советских граждан и стоимость жизни в послевоенные годы»:
Показатели |
Цифры |
Среднемесячная зарплата рабочих |
|
Стоимость: |
|
1 кг хлеба |
|
1 кг мяса |
|
1 кг сливочного масла |
|
1 десятка яиц |
|
1 шерстяного костюма |
Данные учебника и таблицы можно дополнить следующими цифрами: 1 кг сахара-рафинада стоил 13 руб. 50 коп. — 16 руб. 50 коп., 1 кг соли — 1 руб. 60 коп. — 1 руб. 80 коп., 1 кг зернистой икры — 400 руб., 1 пара резиновых галош — 45 руб., наручные часы — 900 руб.
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопрос: каковы, на ваш взгляд, объективные и субъективные причины тяжелого положения населения СССР в послевоенные годы?
Целесообразно также нарисовать на доске, заполнить и предложить учащимся прокомментировать диаграмму.
Доля продукции, выпущенной предприятиями, восстановленными в годы четвертой пятилетки
В заключение следует остановиться на комментировании основных положений работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», не только подводившей итоги экономических дискуссий, но и провозглашавшей курс на полное огосударствление советской экономики.
Поурочный контроль за знаниями учеников следует осуществлять на нескольких уровнях.
Первый уровень. Расскажите о состоянии советской экономики после окончания войны. Каковы были потери советской экономики в ходе войны? Какие новые точки зрения появились в последние годы на проблему потерь советского народа в войне? Чем вызваны послевоенные экономические дискуссии? Какие альтернативные точки зрения на развитие советской экономики появились в ходе этих дискуссий? Какие политические силы стояли за этими альтернативными проектами? Чем и почему закончились дискуссии по вопросам экономического развития?
Второй уровень. К каким последствиям в начале 50-х гг. привел возврат страны к довоенной экономической модели? Как изменился повседневный быт советского человека (рабочего, колхозника, интеллигента, военного, чиновника) в послевоенные годы? Какие выдающиеся достижения в развитии отечественной науки в 1945—1952 гг. вам известны? Какие новейшие технические достижения второй половины 40-х — начала 50-х гг. вы знаете? Как шло восстановление народного хозяйства после войны? К какому времени относится завершение восстановления промышленности СССР после окончания войны? В чем вы видите главный источник быстрого восстановления экономики после войны? Чем объясняется низкий качественный уровень жизни населения СССР после войны? Какие задачи стояли перед экономикой страны после окончания войны и удалось ли их решить?
Третий уровень. Сравните основные элементы довоенной и послевоенной моделей экономического развития СССР. В чем вы видите их сходство и различие? Каковы причины массового голода на Украине в 1947 г.? Почему, на ваш взгляд, более всего от голода пострадали наиболее развитые сельскохозяйственные регионы страны? В чем вы видите объективные трудности в восстановлении и развитии советской экономики после окончания войны? Какие издержки и ошибки в действиях властей сказались на экономическом развитии страны в 1945—1952 гг.? Каковы основные источники для восстановления экономики страны после войны? Что такое движение «скоростников»? Кого из инициаторов этого движения вы знаете? Можно ли считать, что после войны изменилась советская экономическая система? Что нового появилось в советской экономической системе после войны? Какую роль сыграли в экономическом возрождении СССР после войны репарации, полученные с Германии? Почему регулярно снижались розничные цены на продовольственные и промышленные товары широкого потребления в послевоенные годы? Как это оценивало население? В чем вы видите причины и основное содержание денежной реформы 1947 г.?
Задание на дом. § 36 и вопросы к нему. Задание 8 из рабочей тетради (вып. 2, с. 90—91).