«СВЕТ» И «ТЕНИ» ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА - СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: 1928—1938 ГГ.

Поурочные разработки 9 класс к учебнику «История России ХХ век»

«СВЕТ» И «ТЕНИ» ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА - СТАЛИНСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ: 1928—1938 ГГ.

Цель урока: усвоить сущность «культурной революции», происшедшей в СССР в 30-е гг.; выяснить ее объективные и субъективные предпосылки; показать основное содержание и последствия.

Основные знания: усиление роли идеологии в жизни общества; развитие системы образования; достижения и противоречия развития советской науки; формирование и деятельность творческих союзов; утверждение социалистического реализма в литературе и искусстве; развитие кинематографа, музыкального и изобразительного искусства, литературы, театра, архитектуры и живописи.

Основные понятия: идеология; конформизм; социалистический реализм; «культурная революция».

Работа с историческими источниками: постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (25 августа 1931 г.); постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (23 апреля 1932 г.); постановление ЦК ВКП(б) «О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой» (23 июня 1936 г.).

Работа с материалами компьютерного учебника: CD-2.

Основные даты: 1933 г. — завершение перехода населения СССР к обязательному четырехклассному образованию.

Проблемы для дискуссии. Известно, что многие деятели искусства создавали сочинения, восхвалявшие Сталина. Как вы думаете, почему они это делали? Можно ли возложить на творческую интеллигенцию определенную долю ответственности за установление в стране тоталитарного режима?

Для наглядности при объяснении материала по «культурной революции» в СССР может быть использована таблица «Культурная революция в СССР»:


Цели

Социальные последствия

Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах»)

Моноидеологизация духовной жизни; насильственное внедрение партийных норм понимания культуры; идеологическая изоляция страны

Создание государственной системы образования; ликвидация неграмотности

Ликвидация неграмотности населения; унификация и примитивизация образования; идеологическая направленность образования

Формирование кадров социалистической интеллигенции

Наличие к 1941 г. в стране 14 млн представителей интеллигенции

Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве

Унификация духовной жизни; отсечение всего, что не несет «идеологической нагрузки»

Развитие науки и техники

Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах военно-промышленного комплекса; идеологизация научных исследований; «застой» в науке


Для текущего и итогового контроля могут быть предложены следующие вопросы:

Первый уровень. Какие изменения произошли в 30-е гг. в советской школе и чем они вызваны? Какие принципы воспитания были ведущими в 30-е гг.? Почему Сталин взял под свой особый контроль историческую науку? Каковы достижения советской науки в 30-е гг.? Кого из репрессированных деятелей науки и культуры вы можете назвать? Каковы достижения советского искусства в 30-е гг.? Какие факторы оказывали тормозящее воздействие на советскую художественную культуру?

Второй уровень. Какие общие процессы происходили в 30-е гг. в области просвещения, науки и культуры и чем они были обусловлены? Охарактеризуйте положение исторической науки. В чем суть принципа социалистического реализма? Какие политические и социально-психологические функции были возложены на принцип социалистического реализма? Каково воздействие этого принципа на развитие советского искусства? Какова социальная функция советского кинематографа в 30-е гг.? Каков «вклад» творческих союзов в развитие тоталитарной системы? В чем суть понятия «культурная революция»? В чем вы видите достижения и недостатки «культурной революции» в СССР? Какие причины привели, на ваш взгляд, к понижению общей культуры СССР в 30-е гг.?

Третий уровень. Расскажите об известных вам произведениях, созданных в 30-е гг., которые расходились с общепризнанной линией партии по тому или иному вопросу. Какова судьба таких произведений и их авторов? Кто из видных деятелей науки и культуры открыто высказывал свое несогласие с проводимой в стране политикой? Какую позицию занимал в этот период М. Горький? Как изменились его взгляды на советскую действительность по сравнению с первыми годами власти большевиков? Как вы думаете, почему? Кто из известных писателей Запада посещал СССР в 30-е гг.? Каковы их впечатления об увиденном?


Задание на дом. § 29, вопросы и задания к нему. Задания 5, 6 из рабочей тетради (вып. 2, с. 33—34).






Для любых предложений по сайту: [email protected]